Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

18 сентября 2017 г. 07:58

774

4.5 Сохранение и приумножение традиций русской классической литературы

Знаете, друзья, а ведь впечатления от личного общения с автором весьма точно сочетаются с тем эмоционально-чувственным отпечатком, который возникает, формируется, закрепляется и остаётся в тебе во время и после чтения этой его книги. Как-то они логично и органично дополняют друг друга, книга и её автор. Сдержанная и вместе с тем довольно открытая манера общения Павла Кренёва со своими будущими читателями точно такой же и остаётся в текстах его рассказов и повестей. И эта его разговорно-литературная особенность и становится его авторским литературным стилем.

Собственно говоря, всё, о чём и о ком идёт речь в этом сборнике, автором не придумано. Потому что все эти встречи-разговоры-случаи автором увидены в своей собственной жизни — всё описанное не выспрошено от каких-то других людей, жителей Поморья, а именно пережито самим или подсмотрено и затем вытащено из запасников собственной памяти. Во время разговора с автором (в комментарии выложен текст статьи об этой встрече, опубликованной в нашей районной газете) я спросил его о этнографических творческих экспедициях по Поморью, в ответ автор с улыбкой сказал, что ему нет нужды как-то специально что-то изучать и исследовать в тех краях, поскольку многое он знает из собственных жизненных событий, а современное состояние дел в тех краях опять-таки знает не понаслышке, ибо постоянно приезжает на родину и напрямую всё видит и слышит, много общается с населением архангельского края и глубоко вникает в его нужды и заботы (в своё время Павел Поздеев баллотировался на пост губернатора Архангельской области).

Основным содержанием рассказов этого сборника являются различные случаи из реальной жизни Поморья. По сути мы имеем дело если не с былями, то уж точно с былинками. Степень важности и значимости этих описанных в рассказах событий и происшествий может быть самой разной — от самого узенького и буквально точечного наблюдения до самых широких и едва ли не государственных масштабов явлений. Однако в любом случае мы точно можем почувствовать неравнодушие Павла Кренёва к своей родной земле и к своим землякам, к поморам, и к их непростому житью-бытью. И душевную боль за то, что сломано с приходом новых времён и экономических хозяйственных (а точнее скорее бесхозяйственных) отношений и за гибнущую русскую деревню и её жителей. Это состояние душевной боли совершенно точно пронизывает всё творчество Павла Кренёва, потому что вот в этом сборнике нет ни одного рассказа, где хотя бы вскользь не было уронено автором в текст это ощущение ностальгии по прошлому и тоски по настоящему.

Книгу это совершенно точно можно рекомендовать для чтения тем читателям, кто тяготеет к классической русской литературе, кто любит и ценит рассказы Владимира Маканина и Василия Шукшина, Юрия Казакова и многих других писателей-деревенщиков. И именно их традиции продолжает и приумножает Павел Кренёв.

Фото Павла Кренёва, сделанное во время встречи с читателями
картинка strannik102

И дарственная надпись на его книге
картинка strannik102

Комментарии


СЫН БЕЛОГО МОРЯ
Читателям интересны писатели, как у них рождаются идеи, с чем связан выбор темы, а люди пера с удовольствием готовы рассказать о своём творчестве и получить живую реакцию. На прошедшей в межпоселенческой библиотеке 1 сентября встрече с автором нескольких сборников повестей и рассказов, секретарём Союза писателей России Павлом ПОЗДЕЕВЫМ не было места для пауз. Обсудили и возрождение любви к чтению, и отношение к качеству современной литературы, и, конечно, поговорили с коренным помором о Русском Севере, о крепком душой и телом народе, выходцах из земли новгородской, самобытных и независимых русских людях.

Павел Поздеев (литературный псевдоним Павел Кренёв) родился на Летнем берегу Белого моря в деревни Лопшеньга Приморского района Архангельской области. Среди умелых и мастеровых хозяев, живущих в аккуратных разноцветных деревянных домах, жилистых и сильных работяг, привыкших своим трудом добывать насущный хлеб, на своём карбасе и со своей снастью выходящих в открытое море на рыбный и зверовой промысел. Поморы — последние носители былинного уклада Северной Руси. Как говорит писатель, ему не нужно ездить в этнографические экспедиции, чтобы собрать материал для книг. Будучи родом из этих краёв, он впитал в себя этот дух и знает истории земляков не понаслышке. Построил в деревне церковь, возит местных школьников в Москву и Санкт-Петербург, организовывает Казаковские чтения (Юрий Павлович Казаков автор книги «Поедемте в Лопшеньгу»). Добившийся многого, считает, что и сам проживает суровую жизнь, но при этом захватывающую и богатую на события.
Выпускник Суворовского военного училища, факультета журналистики Ленинградского государственного университета, Павел Поздеев окончил Высшие курсы КГБ СССР, аспирантуру Академии безопасности России, стал кандидатом юридических наук. Работал в СМИ, служил в органах государственной безопасности, преподавал в Академии безопасности, занимался научной работой и руководил группой научных сотрудников и консультантов Министерства безопасности РФ по вопросам разведки и контрразведки. Четыре года работал в Администрации Президента РФ в должности куратора спецслужб в Главном правовом управлении. В марте 1996 г. его назначили полномочным представителем Президента РФ в Архангельской области, но он оставил эту должность по собственному желанию уже в октябре и участвовал в выборах главы администрации области.
О чём же пишет такой разносторонний и хорошо осведомлённый во многих сферах человек, как пришёл в литературу? В пятом классе учащимся дали задание написать сочинение «Какой вы видите свою деревню через двадцать лет?». Павел размечтался: лоси будут ходить по деревне как коровы и есть с рук хлеб, глухари начнут токовать прямо на крышах. С детской непосредственностью расписал поистине райскую жизнь. Вскоре председатель колхоза пришёл домой к фантазёру и сказал: «Паша, ты удивил». А всё потому, что учитель литературы отправил сочинение в районную газету, и все жители смогли прочитать, что же скоро случится с их родной Лопшеньгой. Тогда П. Поздеев и понял значение слова.
Сторонник классического литературного стиля предлагает читателям рассказы о новгородском поморье, быте и обычаях, характерах и судьбах людей, севере во всех его проявлениях. Очень любит бабушек. Каждая — носитель истории, пережила все тяготы, лишения, выпавшие на долю русского народа, и стала настоящим кладезем интереснейших фактов. Такую героиню как раз можно встретить в его повести «Поздней осенью, на Казанскую». П. Поздеев старается отразить светлые стороны, не хочет чернить и так тяжёлую жизнь.
Считает, что в России как был читающий народ, так и сохранился. Просто нет возможности сегодня уделять столько времени литературе. «Люди заняты своими трудными делами: нужно семьи кормить, деньги зарабатывать. Раньше каждый где-то работал, постепенно покупал машину, ему давали квартиру и человек знал завтрашний день, верил, что его не бросит государство. Сейчас этого нет. Поэтому людям часто не до книжек». Когда не боишься за будущее, можно почитать глубокую, заставляющую думать прозу. А если каждый день как страх очередной, нагружать душу уже не хочется. При этом писатель убеждён, что народ потихоньку снова вернётся к бумажной книге. Захочет открыть её, вчитаться, полистать, почувствовать запах, а не смотреть в холодный экран электронных гаджетов. Он и свой новый сборник назвал оптимистично «Светлый-пресветлый день».
А. Галактионов