Больше рецензий

DarkGold

Эксперт

Да я простой чернобыльский мутант!

13 сентября 2017 г. 22:57

130

4 Рафаэль Сабатини "Одиссея Капитана Блада. Хроника капитана Блада"

Забавно - именно эта книга, которую я мечтал прочитать с самого детства (после того, как на даче, в старом номере "Вокруг света", мне попалась одна новелла из третьей, как я теперь понимаю, части ("Удачи капитана Блада"), и я, прочитав её, влюбился в главного героя по уши), в итоге понравилась мне меньше других книг Сабатини, которые я читал до сих пор. И это при том, что и в целом из всего творчества писателя приключения капитана Блада наиболее популярны среди читателей (большинство, наверно, только их у него и читали), и переиздаются в основном они (никогда не забуду, как я "Жизнь Чезаре Борджа" и "Ночи истории" долго нигде не мог найти, и какой ценой (денежной) они мне в итоге достались) - хотя писал он отнюдь не только о них.
Чёрт, вот почему приключения капитана Блада не попались мне в детстве - лет в 7-12? Нет, я, разумеется, не говорю, что это детская книга, она вневозрастная, но именно мне - почему она не попалась в детстве, тогда, когда я бредил героическими пиратами (и играл в них, о да), с благоговейным восторгом повторял за дедушкой (бывшим моряком) названия частей судна, зачитывался Александром Грином и читал "Остров сокровищ" Стивенсона, но, читая последнюю книгу, хотел не таких пиратов, как там, а пиратов-героев (в которых играл сам), и, вспоминая единственную прочитанную мной новеллу о Бладе (о которой упоминал выше), с тоской думал, что вот бы мне попалась целая книжка про этого самого Блада или подобного ему пирата? Честно - попадись мне эта книга тогда, я бы сто процентов в неё влюбился.
А сейчас... не то всё-таки время (в моём случае). Не то.
Нет, книга, безусловно хороша, приключения в ней однозначно интересны, а герой - благородный, яркий и запоминающийся (ярких и запоминающихся героев Сабатини вообще, как я погляжу, отлично умел описывать). Но теперь я невольно сравниваю книгу о Бладе с новеллами о Чезаре Борджиа того же автора - и думаю о том, что с возрастом мне всё-таки стали нравиться более неоднозначные и менее романтично-архетипичные (если можно так выразиться) персонажи. В Чезаре, каким его изображал Сабатини, верится сразу и безоговорочно, выведенный писателем образ вполне совпадает с историческими сведениями (отбрасывая пикантные слухи, каковые Сабатини и отбрасывал), - а Блад всё-таки... для моего нынешнего возраста - слишком нереально-идеален со своими неизменными изысканными чёрными камзолами с "пышной пеной серебряных кружев" и чёрными париками в любую жару (о чём прямо и неоднократно упоминает автор), и со своим неизменным рыцарством (в тех обстоятельствах, в которые он попал волей судьбы). Да, я понимаю, что это лёгкая приключенческая литература, которая априори несколько условна, - а в советском послесловии к книжке ещё и было написано, что авторские восхваления Блада "содержат немалую долю самоиронии". Я всё это понимал, когда читал; и понимал, что новеллы Сабатини о Чезаре более серьёзны и историчны (хоть и тоже беллетристика), а здесь - законы жанра, так сказать. Понимал. Но тем не менее.
Любовная линия. Боже, как меня бесила любовная линия в первой части - и благо, что во второй её практически не было! Вот она, думаю, бесила бы меня здесь и в детстве. Да, я, опять же, понимаю, что Арабелла Бишоп - далеко не худшая из героинь приключенческой литературы, предназначенных на роли возлюбленных главных героев; сказано, что она не обладает какой-то особой красотой, у неё "мальчишеские" голос и манеры (вследствие чего почти нет поклонников), и она, по крайней мере, не из тех нежных и воздушных дизентерийных амёб, которые, встречаясь в классической литературе, бесят до зубовного скрежета. Но всё равно - всё равно тупая ханжа, неспособная даже на полсекунды задуматься о том, что "вор и пират" стал таким не из природной кровожадности, а потому что у него попросту не было другого выбора; а Питер Блад, хладнокровный и рассудительный во всём остальном, в ситуации с Арабеллой тоже раздражает - потому что готов поставить на карту всё из-за влюблённости в девицу, с которой едва перемолвился парой слов (по большей части не слишком приятных, к тому же). И опять же, сделать скидку на то, что "ну это же классик, что с него взять, из них мало кто в женщинах разбирался и умел их описывать", в случае с Сабатини я не могу - потому что в "Ночах истории" и в новеллах о Чезаре (написанных раньше, чем книги про Блада) у него совершенно шикарные (и разнообразные) женские персонажи (да, не воительницы с мечами, но это ведь и не фэнтези, а историческая беллетристика). И на их фоне образ Арабеллы и их с Питером отношения... ну блин. Хорошо всё-таки, что в той новелле, которую я в детстве читал, такого не было, - а то не приобрёл бы, поди, одного из своих детских кумиров.
И хоть я и далеко не всегда, читая классику, думаю "а вот мне бы больше хотелось, чтобы герой был вот с этой второстепенной героиней, которая в него влюбилась, а не с той, которую он любит", здесь - да, думал. Думал, что лучше бы Блад влюбился в Мадлен д'Ожерон, которую героически спас из рук Левассёра, и пусть бы, как про них шутили, она с ним вместе пиратствовала. А потом - что ж, Мадлен тоже не дикая пиратка, а вполне благовоспитанная девушка, так что жена губернатора из неё вышла бы не хуже, чем из тупой ханжи (кто там писал, что она в книге "умная и ироничная"?..) Арабеллы.
И да - когда читаешь вторую часть, уже прочитав первую, к тому, как Блад отчитывает своего шкипера Джереми Питта за влюблённость в сестру Мадлен, Люсьен, относишься несколько скептически. Джереми хоть не рисковал из-за Люсьен ничем, кроме собственной жизни (а Блад, когда долго и упоительно страдал по Арабелле и готов был чуть ли не в пасть к врагу ради неё влезть, нёс, вообще-то, ответственность за своих людей), и она ему, при всей своей ветрености и легкомысленности, хоть какой-то повод давала, чтобы влюбиться и рисковать, - а не пищала с постным личиком и гневными глазками про вора и пирата.
Вот честно - пытался я любовную линию Блада и Арабеллы принять, пытался, но всё равно мура. Благо, что на переднем плане в первой части всё-таки приключения, а во второй вообще только они - про Арабеллу практически не упоминается (поэтому вторая часть прочиталась у меня гораздо быстрее и легче, чем первая).
Ну, в итоге Арабелла, конечно, всё поняла, и у них с Питером любовь и хэппи-энд. Ладно, пускай.
А приключенческая составляющая всё-таки отличная. И в попавшемся мне букинистическом издании чудесные иллюстрации - вот прямо других и не надо.
И надо будет всё-таки "Удачи капитана Блада" прочитать. Даром, что ли, именно оттуда новеллу я читал в детстве.