Больше рецензий

Fermalion

Эксперт

Эксперт Лайвлиба, мыслитель и гуманист

14 января 2011 г. 17:32

3K

Понять, сможете ли вы читать «Маятник Фуко», достаточно просто. Откройте книгу с самого начала и прочтите первые пару страниц:

Я знал — но и всякий ощутил бы под чарами мерной пульсации — что период колебаний определен отношением квадратного корня длины нити к числу p, которое, иррациональное для подлунных умов, пред лицом божественной Рацио неукоснительно сопрягает окружности с диаметрами любых существующих кругов, как и время перемещения шара от одного полюса к противоположному представляет результат тайной соотнесенности наиболее вневременных мер: единственности точки крепления — двойственности абстрактного измерения — троичности числа p — скрытой четверичности квадратного корня — совершенства круга.

Повесть о тысячелетних скитаниях; наверное, этой дорогой шли атланты континента Му, в угрюмой, упорной решительности, из Тасмании в Гренландию, от тропика Козерога к тропику Рака, с острова Принца Эдуарда на Шпицберген. Касаниями шара утрамбовывалось в минутный рассказ все, что они творили в промежутках от одного ледового периода до другого и, скорее всего, творят в наше время, сделавшись рабами Верховников; вероятно, перелетая от Самоа на Новую Землю, этот шар нацеливается, в апогее параболы, на Агарту, центр мира. Я чувствовал, как таинственным общим Планом объединяется Авалон гипербореев с полуденной пустыней, оберегающей загадку Айерс Рок.

Если вам потребовалось более одного прочтения для того, чтобы осмыслить все сказанное — вы проиграли.
Если вы не поняли чего-то из сказанного и хотите слазить в Гугл/Википедию — вы выбыли с дистанции.
Поставьте книгу на полку и забудьте о ней.

Дальше не будет никаких пояснений, упрощений или комментариев для неискушенного читателя.
Умберто Эко, задав такой вот, с позволения сказать, бодрый старт, продолжает в том же духе, не давая ни секундной передышки.
Он полагает, что все его читатели — это люди блестящего ума, обладающие выдающимися знаниями по семиотике, теологии, истории, древним учениям и естествознанию.
Подобно тому, как авторы учебника по матанализу с первой же главы повергают читателя в пучину интегралов, дифференциалов и рядов Фурье, не утруждая себя объяснением правил умножения и возведения в степень, Эко вываливает на читателя ядерный коктейль эзотерических течений и оккультных практик тысячелетий человеческой истории, нисколько не помогая читателю освоиться и разобраться в происходящем.

Каббала и иудаизм, тамплиеры и розенкрейцеры, масоны, буддисты, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, шаманские и медитационные практики, даосизм, дзен, натурфилософия — в каждую из этих областей автор «закапывается с головой», выуживая на поверхность десятки и сотни имен, названий и географических точек, сплетая в единую историю сотни событий, ритуалов, хронологий и просто случайных событий.
Он почти ничего не поясняет, он просто ВНЕЗАПНО расказывает нам, что Фридрих Восьмой был внебрачным сыном второй жены внучатого племянника двоюродной бабушки Ульриха Пятого, а после этого так же ВНЕЗАПНО делает паузу и страшно пучит глаза, ожидая от читателя возгласов «как так?! Не может этого быть! Какая неожиданность!»
Мне даже неловко признаваться в том, что все эти имена для меня не значат ровным счетом ничего, и неожиданность эта меня совершенно не колышет.
Дяденька старался, писал, а тут я, понимаешь, невежда этакий, не могу с ходу вспомнить даже четырех Пардесов Каббалы, не говоря уж о Сефиротах!

С боем продираясь сквозь каждый абзац текста, наполненный символизмом, глубинным оккультным смыслом, таинственностью и просто нагромождением красивых слов, я все ждал, когда же тут, собственно, начнется само повествование.
Раз за разом я упорно ввинчивал свое сознание в гранит авторского красноречия, пытаясь за нагромождением символов и знамений рассмотреть хоть какое-нибудь движение.
Наверно, я, избалованный «ширпотребом» от мистера Дэна Брауна ждал слишком многого от книги, названной «интеллектуальным детективом» — как минимум, хотел погонь, таинственных убийств и острого нервного напряжения.
Бесполезно. Герой книги съездил в Бразилию, потом разочек смотался на дачу, да пару раз заскочил в издательство — вот и весь экшен, вот и весь сюжет. Остальные 90% текста — это лютые, неистовые рассуждения о глубинных смыслах сакральных иудейских практик. Те самые Фридрихи Двухсполовинные и Ульрихи Стоодиннадцатые, которые, по мнению автора, должны вызывать у меня хоть какой-то интерес.

Временами Эко напоминает Пелевина, у которого тоже абсолютно все персонажи, вплоть до распоследней вокзальной проститутки способны со знанием дела рассуждать о солипсизме и экзистенциализме. У Эко — то же самое: все действующие лица совершенно невзначай обладают феноменальными знаниями в области различных мистических культов и религиозных практик.

Иногда, впрочем, в книге попадается и нечто изящное и интересное — например, описание схемы работы двух издательств, игра на тщеславии графоманов-псевдоинтеллектуалов. Но эти пять страниц не стоят того, чтобы с кровью и слезами продираться к ним на протяжении предыдущих двухсот страниц, и никак не оправдывают того факта, что об иудаизме и масонах, оказывается, можно поболтать с первым встречным барменом или девушкой неотяжеленного поведения.

* * *

Я не отношусь к людям, которые во что бы то ни стало дочитывают любой бред, который взялись читать.
Я просто захлопнул книгу на середине и задвинул ее подальше, ощущая собственное ничтожество оттого, что не смог выучить наизусть всю династию Рыцарей Розы и Креста с двенадцатого века и до наших дней, учитывая всех их племянников, зятьев и внучек.

Если отбросить сарказм, то я считаю разумным и правильным, когда автор умнее и эрудированнее своего читателя — его книги приятно читать, как приятно беседовать с умным человеком.
Но «Маятник Фуко» — это совершенно особый случай. Это книга, в которой баланс «интеллект/экшен» настолько сдвинут в сторону первого, что она начинает напоминать какой-то академический труд по гуманистической философии, которая любому среднестатистическому читателю обеспечит несколько часов здорового крепкого сна.
Эко не просто «перегнул палку» в интеллектуальности своего творения — он эту палку четырежды свернул в кольцо и завязал узлом.

Ладно, пусть я дурак и быдло. Пусть я не могу оценить прелесть настоящих игр разума и довольствуюсь лишь «жиденькой кашкой» от всяких там Дэнбраунов. Но я не могу получать удовольствия от книги, каждая страница которой вызывает у меня жгучее желание забиться в Гугл минут на сорок.
Есть мнение, что Дэн Браун — это Умберто Эко «для самых маленьких». Пусть в таком случае я буду самым маленьким.
Зарядкадля ума — это прекрасно, но если в ней появляются наручники и подчинение — с ней пора заканчивать.

Без оценки, ниасилил.

1 2 3 4 5

Комментарии


БРАВО!!!
БРАВО!!!


Опять вы, ну а кто же.


Как я Вас понимаю. Трижды пыталась хотя бы начать - и не осилила. Корней Чуковский мой писатель, блин... =)


Книгу не читала, но воспользовалась вашим методом начала читать из рецензии. Затормозила где-то на



отношением квадратного корня длины нити к числу p, которое, иррациональное для подлунных умов,

. и поняла, что я тупая и быдло! (далее исторические рыдания). И, да, "Корней Чуковский мой писатель, блин..." :-)))))))


истЕрические (залила слезами клавиатуру, и она сглючила).


А мне ее в рамках флешмоба посоветовали) я купила и уже начала читать этот самый первый абзац))) и что же теперь? Бросать:)?


Да чего ж Вы так пугаетесь) Все нормально, читайте, я вот в одной из рецензий видела, что уже в 9 классе читали. И ничего ведь, живы) Потом еще не раз перечитывали.
Можно ведь пропускать все эти хитроумные вещи. Но как бы да...книга тогда уже не та...

А может еще во вкус войдете и напишете потом опровержение к этой рецензии)))


А я не понимаю автора рецензии почему нельзя пользоваться гуглом. Я не читала маятник, только "Имя розы". Постоянно лазила в гугол и была рада обогатить свой внутренний мир новыми знаниями. Разве так плохо наткнуться на что-то новое и узнать об этом побольше?


Знаете, меня даже Дэн Браун заставил в Гугл слазить. Пару-тройку раз за все книги.
Но если в Гугле вы проводите впятеро больше времени, чем над книгой — тут уже сложно получать удовольствие.


Тут уже удовольствие другого рода - от осознания собственного умственного развития. Видимо, это не всем присуще.


Художественная литература и образовательная литература - два разных направления, вам не кажется?:)


Я не вижу ничего плохого в том, чтобы образовательные книги писать не сухим научным языком, а превратить в художественный роман. Вот например Стивен Хокинг прославился тем, что сумел популярно без формул объяснить широкому кругу читателей многие принципы физики и астрономии в частности, хотя те же истины гораздо более полно описаны в различных учебниках и пособиях.
Может, пример не очень удачный. Но мне лично очень нравится, когда процесс познания ... как сказать-то ... нетривиален и разнообразен, и в какой-то мере похож на игру типа "квест" :)


Когда о сложном пишут просто - это плюс. Когда о простом - сложно, то минус.)
Мне не нравится слишком заумная литература, требующая ещё и наличие тырнета под рукой во время чтения. Ведь чтение - оно на то и отдельный процесс, чтоб наслаждаться им как самобытным искусством, а не в комплекте с чем-то иным. Это всё равно, что в кафе после подачи блюд подавали зубную пасту со щеткой - вроде бы и полезно, но в то же время совершенно лишнее.


ну это всё очень индивидуально. У меня есть блокнотик, в котором я в течении дня записываю всё подряд, а потом дома разгребаю. в том числе и что-нибудь погуглить для общего развития.
почему о простом? вроде как Эко не о совсем простом пишет.
ну короче, Эко - писатель сугубо под своего читателя: или нечеловеческого эрудита, который и так всё знал, или готового обучаться посредством его книг.


Вот почему сразу надо кидаться такими фразами?...


Я наверно не так написала, не подумавши. В интернете очень сложно передать мысль так, чтобы кто-то другой не воспринял её как наезд в свой адрес.
Я просто имела в виду, что некоторым нравится принимать книгу как интеллектуальный вызов и продираться через незнакомые термины, обложившись словарями и справочниками, прочитав на каждую строчку книги сто строк объяснения, упиваясь осознанием того, что за час чтения ты стал умнее на стопятьсот процентов; а некоторые ждут от книги просто приятного времяпровождения и отдыха. У меня мама, умная женщина, ничего кроме Донцовой не читает, - говорит, что на работе достаточно мозг устаёт, чтобы ещё осилить привезённый мною "Остров накануне" того же Эко :(


Понимаю :) Моя такая же! :) Только она не Донцову, а Кристи предпочитает. И другие детективчики английские :) Но мозг не напрягает -это точно!


А что, про квадратный корень это очень даже тонко подмечено)))
А если честно - я в магазине как-то хотела Эко купить, взяла в полной решимости книгу, открываю на первой странице...и...все. Крах. Абсолютный.
Ну на любителя книга, видимо:)


Мда, очень не хватало вашей рецензии на "Маятник". Получилось два совершенно бесподобных антогонистичных взгляда на интеллектуальные детективы Дэна Брауна и Умберто Эко от вас и TibetanFox . Не знаю, кому как, а мне во многом хочется согласиться с обоими. :)


Ужас, она у меня во флэшмобе!!!А я прочитала первые два абзаца и ни слова не поняла!ААААААААА


Слушайте, слушайте, и не говорите, что вы не слышали. Я человек, интересующийся и точными науками и гуманитарными, среди последних некоторое место занимает история, смею утверждать, любимая наука Эко. Так вот, в случае с "маятником", я читал ПЕРВУЮ ГЛАВУ четырежды, а может и более раз. Но проскочив оную, остальное всё пошло, как по маслу. А чего было непонятно, можно было в каком-нибудь словаре посмотреть. Понимаете, эта рецензия предъявляет претензию автору, что он слишком заумен. Я так не считаю. Автор обладает некоторыми энциклопедическими знаниями, которые любой из нас, обладающий компьютером и интернетом, может наверстать при желании. При отсутствии желания, читатель автоматически выпадает из целевой аудитории автора. А по поводу Дэна Брауна, я бы не ставил в один шкаф стекло и хрусталь. Ну, разве, что у вас один шкаф.


Несмотря на то, что У. Эко мой любимый писатель, соглашусь с рецензентом - он не для всех. Да он и сам в этом признается в указании для переводчиков к "Острову накануне", запрещая им ссылки, коментарии и пояснения. А текст там гораздо сложнее.
"Маятник Фуко" я прочитал дважды, прочту и в третий раз. Каждый раз книга раскрывается по новому. Ведь она не об истории тайных обществ, а о том, как легко попасть в ловушку собственных фантазий. А Дэн Браун - это Донцова для больших.

1 2 3 4 5