Больше рецензий

4 сентября 2017 г. 17:58

448

4

Только это имеет значение,
если речь идёт о стихах.
Ты либо слышишь их,
либо не слышишь их.
Остальное – формальности.
Для критиков
и глухих.


Хоть Дана Сидерос писала это о поэтах, эта цитата очень точно описывает мои, читателя, отношения с поэзией - я её не слышу. Мне сложно воспринимать поэзию залпом - каждое стихотворение приходится перечитывать по два, а то и по три раза, пока не покажется, что я ухватила смысл и поняла, что хотел сказать автор. Хочется выжать максимум из этих маленьких историй, расшифровать каждую строчку, но я понимаю, что для этого мне чего-то не хватает - чуткости, восприимчивости, возвышенности, чёрт знает чего ещё, но каждый сборник стихов - как длинный коридор со множеством дверей, к которым на моей связке, я знаю, не хватает ключей.

Однако парадокс - при этом с незапамятных времен, когда многие современные поэты не только вели ЖЖ, но даже отвечали на комментарии обычных пользователей, я слежу за их, так сказать, творческим путем. Вот и со стихами Даны АКА lllytnik я познакомилась, когда она была ещё сетевым автором. В этот сборник вошло 61 стихотворение, и 32 из них - больше половины - я отметила как хорошие и очень хорошие. И вот из этих очень хороших вырисовался портрет автора: это древняя старушка, которая стоит одной ногой в могиле где-то на кладбище Нила Геймана и работает проводником в наш мир для сказок. Да не простых, а жутких, хтонических, потусторонних, кожно-мурашечных. Откуда такой образ? Потому что читаешь, например, "Совсем измотался...", а потом переводишь взгляд на автора - и не понимаешь, откуда такая молодая на вид девчонка может что-то знать про старость. Ну точно замаскированная старушка! А все её сказки объемные, живые и так выделяются на фоне других тем, будто она черпает их прямо из параллельной реальности. Даже жаль, что их не накопилось на целый сборник, я бы с удовольствием купила его в бумаге.
Но вот логика построения этого издания странновата. Да, стихи как будто выстроены по силе влияния на потенциального читателя, но, как по мне, логичнее было бы сгруппировать их по тематике.

P.S. Поэт - не твой поэт, если ты не нашел у него стихов о себе. Я вот нашла:

Дурак раздражающе весел,
удачлив, нелеп, болтлив.
Даже сидя по пояс в трясине,
не хандрит, не скорбит ни о ком.
Если я когда-нибудь вырасту –
вот бы стать дураком.

Прочитано в рамках игры "Собери их всех!"

Комментарии


Хорошо!
Знаешь, для меня поэзия - это не выискивание смыслов, пластов и того, что , может быть, хотел сказать автор, а просто удар под дых. Когда читаю и, вдруг, внутри все откликнулось и ком в горле. Может, это после Цветаевой так. Вот есть хорошие, красивые, смысловые стихи, а не трогают. А есть такие, ничего особенного вроде, а становятся близкими. У Бориса Рыжего такие стихи.


Вот это мне и не нравится в моих отношениях с поэзией, что у меня для неё только примитивные категории "нравится - не нравится". С прозой понятнее - с ней всегда знаешь, хорошая она или плохая, за что её можно любить, а к чему можно придраться. А стихи - это или "Ыыыы", или "Сложна, нипонел", по-другому как-то не получается о них говорить.