Больше рецензий

Clementine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2017 г. 23:11

1K

4.5

У Лены Элтанг нежно люблю "Побег куманики". Храню в потайной сердечной шкатулке вместе с зеленым бутылочным стёклышком, фенечкой из стальной проволоки и пожелтевшей запиской первого влюбленного в меня мальчика. Чуть меньше, но тоже — "Каменные клёны", самый ламповый роман из всех моих любимых романов, почти люблю "Другие барабаны", а "Картахену" только вчера дочитала и не пойму пока — люблю ли. В ней, вроде бы, всё хорошо и всё в духе Элтанг — ограниченное пространство внешнего действия и неограниченное внутреннего, детективная обертка, под которой прячется хитрая литературная игра, упоительный текст, после которого хочется говорить и писать длинными сложноподчинёнными предложениями, мифотворчество как способ сбежать от реальности и сама реальность, не терпящая мифотворчества. Правда, кажется, что в случае с "Картахеной" Элтанг немного не рассчитала с объёмами и переборщила с подсказками, по которым пазл складывается задолго до финала.

Ближе к финалу хочется взять в руки старую керосиновую лампу или свечу на худой конец и, подобно главной героине, через потайной ход пробраться в родной дом (где бы он ни был), бродить по пустым комнатам, оставлять следы босых ног на пыльном паркете и плакать. Потому что и дом — не твой, и то, что за его порогом — не твоё тоже. Твоя только неприкаянность, да вот эта лампа в руке, погаснет — и ничего не останется.

В книгах Элтанг живут эльфы. Те самые, что покинули Средиземье и уплыли за море на запад. Эльфы, в глазах которых пляшут злые огоньки, а сердца набухают тёмной водой разочарования. В "Картахене" каждый персонаж такой эльф. Даже Петра, которая никуда не уплывала, а уплыв, всё равно вернулась в родную деревню, где на холме пустыми глазницами окон смотрит на мир заброшенный отель "Бриатико". Который, ещё до того как стать отелем, был богатым поместьем, пережил смерть хозяйки, побег одного наследника и рождение второго, а потом — ещё несколько смертей, одну за другой. Маленькая Петра с головой ныряет в чужие смерти, думает, что ищет убийцу, а на самом деле лишь глубже заворачивается в кокон. И получается бабочка наоборот. Не та что из куколки, а та что в неё.

Впрочем, Петра не главный герой романа. И глаза у неё пусты так же, как окна "Бриатико". Здесь вообще сложно с главным кем-то. Потому что даже Маркус, чью книгу в итоге мы читаем, — не главный. В "Картахене" нет главных героев. И Картахены тоже нет. Есть только пепел. И большой спойлер на обложке.

Пока писала, поняла, что роман — люблю. И до сих пор не знаю, кто стрелял в беседке. А это значит, что один кусочек пазла всё-таки куда-то закатился. И надо заняться его поисками.

Элтанг чудесна. Все карты на руки читателю, а в итоге — такой провал.

Комментарии


Скажите, а почему на обложке - спойлер? Ведь убийца совсем не тот, кто там нарисован! Тот, кто там нарисован, вообще никого не тронул, как выяснилось. Капитана убил другой человек, и в последней главе это становится очевидным. Рецензия отличная, и про куколку очень точно.
А.


Я имела в виду чуть-чуть другой спойлер. Спойлер о мальчике.

С капитаном всё ясно... Но я то ли пропустила момент, то ли не поняла — кто всё-таки убил Аверичи? Вы знаете?

Самое интересное, что я только когда отзыв писала, поняла, что упустила убийцу Аверичи. Вроде всё понимала, а тут раз — и провал.


Какие же крутые рецензии на Лену Элтанг мне попадаются, только вот я уже два раза бралась за "Картахену", даже в бумаге нашла - но никак не идёт. :( Надеюсь, что когда-нибудь я тоже по достоинству оценю этого автора.


А "Побег Куманики" и "Каменные клёны" читали?


Нет, а с какой посоветуете начать?


Очень красивая и нежная рецензия. После нее я задумалась - а не почитать ли мне Элтанг, хотя раньше в ее сторону даже не смотрела.


Даже не знаю, стоит ли советовать, Элтанг на любителя всё-таки. Но "Побег куманики" и "Каменные клёны" хорошие. На мой вкус опять же...


Да любая книга на любителя, в общем-то)))
Я периодически пробую современных русскоязычных авторов, и обычно оказывается "не торт". Но надежду не теряю)


ой, Лера, а какой-нибудь торт попался тебе? вдруг? я бы почитала:) а то тоже чаще не торт, чем торт:)


Наташ, только СЕЙЧАС (как такое могло произойти?) увидела твой комментарий!
Из наших авторов никто не порадовал в этом году, а если в целом - порадовали:
Чеслав Милош "Долина Иссы"
Майкл Шейбон "Лунный свет" (вижу, что читали почти одновременно)
Абрахам Вергезе "Рассечение Стоуна"
Очень сильные чувства вызвал Уитмен "Листья травы".
Но, надо признаться, что "Порою нестерпимо хочется" ничто не перекрыло, по-прежнему под впечатлением, летом раздобыла бумажную книгу и теперь периодически, кусками перечитываю.


О, Шейбон меня тоже порадовал:) В последнее время, собственно, единственный, кто по-настоящему порадовал. Милоша взяла на заметку. "Рассечение Стоуна" уже который год собираюсь прочитать, да всё откладываю. Уитмен, конечно, хороший.

Ой, а я так и не раздобыла себе бумажную книгу именно в этом переводе. "Порою блажь великая" тоже читала для сравнения, но мне как-то совсем никак. Видимо, тут любовь к тому, что было первым. Я её тоже часто перечитываю кусками:)