Больше рецензий

Seducia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 января 2011 г. 21:28

75

4

Харрис будто раз за разом раскладывает пасьянс: сменяют друг друга масти, но те же самые дама-валет-туз кочуют из книги в книгу. И пасьянс, конечно, штука хорошая, отлично помогает скрасить время за большой чашкой чая, но почему бы уже не выучить какой-то новый?
Главная героиня точно так же любит свои старые карты Таро, которые видели бесчисленное множество дорог и пережили странствия по Франции XVII века с труппой бродячих артистов - именно они большую часть жизни были ее семьей. Она сменила много имен - Эле, Жульетта, наконец, сестра Огюст, - прежде чем сменить привольную жизнь на каменные стены далекого монастыря Сент-Мари-де-ля-Мер. Непросто было отказаться от высоко натянутого каната, пляски на котором принесли ей славу, ради монастырской кельи, молитв и четок, но когда у тебя маленькая дочь, особого выбора нет. И вот после того, как сестра Огюст провела пять лет в смирении, со смертью настоятельницы прошлое врывается прямо в монастырь, и начинается новый спектакль - то ли трагедия, то ли фарс.
С одной стороны, у книги много бесспорных достоинств. Сюжет, хоть местами в нем совершенно отсутствует реалистичность, закручен весьма достойно, присутствует главная Интрига и парочка второстепенных. Безусловно, у этого спектакля прекрасные декорации, описанные так, что чувствуется малейшее дуновение соленого ветра. Любовная линия, если ее таковой можно назвать, потому как в ней куда больше ненависти, пожалуй, наиболее необычна из всех книг Харрис. Язык - и перевод - "Блаженных шутов" тоже был приятным подарком. Конечно, стиль у Харрис традиционно хорош, но в сравнении с одной из ее последних книг, "Островом на краю света", он намного лучше. Текучий, плавный, чуть дурманный и яркий. Страницы пахнут не типографской краской, а лавандой и сандалом, выгоревшей на солнце травой, пылью старых книг из библиотеки и накрахмаленным бельем. И это прекрасно.
Но, другой стороны, есть и недостатки, причем существенные. Первое и главное - это, конечно, уже приевшиеся авторские приемы. Одинокая мать с дочерью, бытовая магия, глушь и все прочее - было, и не раз. Кроме того, это не тот случай, когда персонажи вызывают симпатию: в стенах монастыря 65 женщин, и среди них ни разу не встретилась действительно верующая, но наоборот: все заняты своими мелкими неурядицами, и при первом случае становятся озлобленными истеричными созданиями. Градус безумия повышается с каждой главой, и под конец монастырь становится куда больше похож на психиатрическую лечебницу. Главный герой - он же главный злодей - совершенно определенно отталкивает собственным тщеславием и мстительностью. И - так и не поняла, почему - неуловимо неприятна чем-то сама Жульетта.
И все же, все же я умудрилась один раз проехать свою остановку, а тем, кто еще не успел пресытиться, книга, скорее всего, понравится.
Хорошо. Но могло бы быть и намного лучше, и это разочаровывает.