Больше рецензий

markksana

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 августа 2017 г. 00:00

596

4.5

Если бы возникла крайняя необходимость выбирать одного единственного писателя из всех существующих (неважно, русских или зарубежных), которого тебе оставят для чтения до конца твоей жизни, то это был бы Эрих Мария Ремарк. Моя любовь к нему не поддаётся никакому рациональному объяснению. Не действуют никакие доводы, что Ремарк - это певец одной песни, что романы его однотипны и всегда предсказуемы. Книги Ремарка любят те, кто любит проникновенное чтение. Чтение, которое должно тронуть до глубины души. Ремарка в жизни надо читать и перечитывать несколько раз. И каждый раз это будет новый Ремарк! И хотя говорят, что Ремарк мужской писатель, я очень люблю его за тонкое понимание жизни.

"Ночь в Лиссабоне" - 1942 год. Всего одна ночь. Но перед нами встаёт целая человеческая жизнь, а с ней целая историческая эпоха.

Каждое судно, покидавшее Европу в эти месяцы 1942 года, было ковчегом. Америка высилась Араратом, а потоп нарастал с каждым днем. Он давно уже затопил Германию и Австрию, глубоко на дне лежала Прага и Польша; потонули Амстердам, Брюссель, Копенгаген, Осло и Париж; в зловонных потоках задыхались города Италии; нельзя было спастись уже и в Испании. Побережье Португалии стало последним прибежищем беглецов, для которых справедливость, свобода и терпимость значили больше, чем родина и жизнь, Того, кто не сможет теперь достигнуть благословенной земли Америки, ждала гибель.

Задаешься вопросом: откуда в великой германской культуре, блистательной европейской нации, создательнице великой философии и великой музыки взошло абсолютное и кромешное зло? Как целая нация словно сошла с ума и вдруг "провалилась в бездну варварства"? Нацизм пришел как "ангел света" и нацизм рассматривался как спаситель находящегося в глубоком упадке общества. Уже не удивляешься, когда говорят, "каждый из нас потенциально может стать Гитлером или стать матерью Терезой". Или - "мы люди можем быть богами на земле, но сколько ещё чертей гнездится внутри нас!" И вот она нацистская пропаганда.

Передовые газеты были ужасны — лживые, кровожадные, заносчивые. Весь мир за пределами Германии изображался дегенеративным, глупым, коварным. Выходило, что миру ничего не остаётся, как быть завоёванным Германией.

"Ночь в Лиссабоне" - роман-исповедь о силе человечности, о силе любви. Это история одного человека Иосифа и его любимой жены Елены, но через эту историю можно проследить трагические судьбы других людей-эмигрантов. В этом мире постоянно всё меняется, и мы порой даже представить себе не можем, что может завтра произойти. Привычные парадигмы могут резко поменяться.

Человек был ничем; надежный паспорт — всем.

Сегодня ты - человек, а завтра ты - тень, без паспорта, без права на жизнь и существование. Как жить, когда исчезает привычное существование, когда все вокруг бурлит, как будто в котле ада. Но весь ужас гремучей смеси фашизма с нацизмом - и есть ад.
И как "убежать" из этой реальности. А убежать нельзя. И это уже большая трагедия. И как это все преодолеть? Эти кошмарные вызовы жизни. Как выжить? И каждый сам сдаёт свой экзамен на выживание. Бури и штормы каждого испытывают на прочность. И человек в испытаниях может выглядеть не очень "фотогенично".

И когда остаётся желание не только выжить, но и любить, это так сильно касается. Отношения Иосифа и Елены – история любви чистой и бескорыстной, страстной и нежной, полной самопожертвования. Гонимые, преследуемые - они не теряют азарта жизни, юмора и авантюризма. У них ничего нет, и в то же время есть все, пока они есть друг у друга и живут друг для друга - они сильны.

Что же у нас еще осталось? — спросил я.
— Яблоки на деревьях, воздух, золотой октябрь и наши мечты, — ответила Элен.
— Это мы оставляем повсюду, — согласился я, — как летающая осенняя паутина.

картинка markksana
Всего одна ночь - но она вместила целую жизнь. История, рассказанная случайному встречному - желание хотя бы в воспоминаниях приблизиться к своей любимой женщине. История о вечном. История о том как ценить жизнь и любить жизнь.

Книга прочитана в рамках игры "Игра в классики" 1/8

Комментарии


Вот кто у меня в планах на чтение - это Ремарк! Хочу перечитать все его произведения.
Очень люблю его, но дозирую, так как чтение не из легких.


Я полюбила Ремарка после прочтения "Три товарища". Самой любимой долгие годы была его книга "Триумфальная арка". А сейчас безмерно люблю "Возлюби ближнего своего". Я не умею слушать аудиокниги за одним исключением. Ремарка слушаю, обычно по дороге на работу. Иду и невольно улыбаюсь, такое блаженство при прослушивании. Я Ремарком пресытиться не могу.)) И да, с ним я сентиментальна до ужаса.)


Согласна, он из тех писателей, кто не пресыщает.
Кстати, еще ни разу не слушала его в аудиоформате. Нужно будет попробовать.


В озвучке Евгения Терновского для меня просто идеально!


Спасибо, возьму на заметку)


Скажите, а чем-то герои занимались в Лиссабоне? Или они, ну, типа, разговаривали там всякие разговоры, туда-сюда? Или там что-то такое происходило? Ну, типа, обменивались взглядами, пожимали друг другу руки, в таком вот плане.


В Лиссабоне они ходили в казино и деньги выигрывали.))

В этом последнем периоде почти исчезла реальность. Казалось, будто опять вернулась та пора в маленьком замке. Мы уже почти не притворялись, но тут впервые у меня появилось чувство, что она наконец полностью принадлежит мне. И в то же время с каждым днем она все больше ускользала от меня к своему самому неумолимому любовнику. Она еще не сдалась, но уже не боролась. Были долгие, мучительные ночи, когда она плакала, но вслед за тем вновь наступали сладостные, почти неземные минуты, в которых отчаяние, мудрость и любовь, уже не ограниченная телесной оболочкой, возвышались вдруг до неслыханной силы, и я не смел пошевелиться, поглощенный ею.
— Мой любимый, — сказала она мне однажды ночью, и то был единственный раз, когда она заговорила об этом, — благословенной страны, которой ты жаждешь, мы никогда не достигнем вместе.

В Лиссабоне Елена умерла, приняв яд и не оставив записки (у неё рак был, и долгое время она от Иосифа это скрывала)
Короче, намекаешь, что в рецензии более внятно надо описывать самое главное ( отношения).))
В оправдание - не хотелось спойлерить.))


Короче, вовсе не на это я намЁкиваю! А просто решил приколоться: по бедным маленьким людям - чё ж в комментариях не пройтись-то! Поэтому, думаю, дай-ка и я!
Не думаю, что нужно обязательно в рецензии писать о сюжете. Наверное, по умолчанию подразумевается, что отзыв читает тот, кто знает сюжет.
А если ты думаешь, что я знаю, что такое - спойлерить - ты ошибаешься самым глубочайшим образом!


А я то подумала, что это надо мной прикалываются.))
Никогда не думала, что я умею ошибаться глубочайшим образом.))) И как Станиславский или как Фома не верю!))


Умеете, умеете! Вы же как Владимир Ильич: живее всех живых!


Скажите, а чем-то герои занимались в Лиссабоне?

А я вот решил узнать.)))
Я с детства нежно люблю "Три товарища".


Я до знакомства с Ремарком обожала Хемингуэя. Но получается я ему с Ремарком "изменила" - не могу читать и перечитывать.)) После Ремарка Хемингуэй не идёт совсем, к сожалению.)) Победили "Три товарища".)


Блин, что ж мне-то сказать? Не впечатлил Ремарк, Хэм... одно произведение прочел, мало это.


Володь, прочел и товарищей, и Лиссабон, и фронт, - не, не моё. Не впечатлило. Я почему-то вспомнил Виля Липатова "И это всё о нем..." Не знаю - к делу, к месту, не знаю.


И не моё тоже!
Всё ж таки сильно давно написано: и мир изменился и люди и отношения. Другое дело читать про людей нашего времени.
Роман Липатова тоже обожаю, но не за героев, а за отношения, производственные. ))) Хотя производсивенные советские отношения у Штемлера умнее.
А ты Ряжского читал? У него очаровательные семейные саги в одну книгу.


Даже не слышал о Ряжском.
Как и о Штемлере.
Взял на заметку.


Приятного знакомства!))