Больше рецензий

19 августа 2017 г. 14:31

3K

5 Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей (Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»)

Свою рецензию хочу начать с благодарности игре «Кот в мешке» и моему куратору Seterwind. Именно благодаря игре я познакомилась с творчеством Фредерика Сулье, который, как выяснилось, пользовался огромным успехом у современников, дружил с Гюго, Бальзаком и Дюма. Его произведения в XIX в. многие критики ставили выше трудов его именитых друзей, а сам Бетховен, одно из его стихотворений, положил на свою музыку. Учитывая эти факты, очень удивительно, что в современном мире его практически не помнят…

К сожалению, я не обладаю навыками написания красивых рецензий, достойных такого поистине великого произведения, но не внести свой маленький вклад в его популяризацию просто не могу.


Книга начинается с момента, когда главный герой – богатейший барон Франсуа Арман де Луицци, наследник знатного рода, приезжает в старинный замок своей семьи с единственной целью – заключить договор с дьяволом. Эту привилегию (или проклятье) каждый из наследников рода получил благодаря давней истории, случившейся с их предком. Сама таинственная история откроется читателю лишь в самом конце произведения. Суть этого договора заключается в следующем – дьявол дает каждому барону де Луицци все, что тот попросит. В обмен на это, через 10 лет каждый из них, если не сможет доказать, что был счастлив, получив запрошенное, отдает ему свою душу. На протяжении несколько поколений ни один из баронов де Луицци не смог правильно определить – что такое счастье…Однако сатана дает ему подсказку: «…ты часто сталкиваешься с этим в своей жизни, это проявляется во всех поступках, редко в твоих собственных, довольно часто в чужих; и я утверждаю, что большинство людей может обрести эту возможность счастья без моей помощи». Как вы думаете, что имеет в виду дьявол, говоря об истинном счастье?


Этот самый первый диалог с дьяволом, как, впрочем, и множество последующих, достойн литературного Оскара, если бы таковой существовал. Некоторые моменты я перечитывала по нескольку раз. Сулье, на мой взгляд, удалось максимально приблизиться к описанию самого сатаны. В этой части Сулье проигрывают и Гофман («Эликсир Дьявола») и даже сам Булгаков. Предложенный Сулье образ дьявола потрясает воображение читателя многогранностью его подлой и лживой сути, не лишенной при этом изящества и даже благородства. В описании сатаны невозможно не заметить сходства с «Мастером и Маргаритой». Здесь также как и у Булгакова вы найдете уважительное отношение дьявола к Господу и признания его власти, а также множество других параллелей, которые наталкивают на мысль, что Булгаков писал свое знаменитейшее произведение с учетом своих впечатлений, почерпнутых из других источников, среди которых вполне могли оказаться и «Мемуары дьявола». Однако это лишь мои предположения. В любом случае, даже если данный факт имел место быть, это не умаляет величия творчества Булгакова.


Для того чтобы помочь (а может и запутать) с выбором, сатана поступает в «услужение» молодому барону, являясь к нему по первому зову и рассказывая обо всех тайнах людей, встречающихся на жизненном пути Армана. Дальнейшая часть книги представляет собой сборник историй множества героев, умело встроенных в общую канву сюжета.


Несколько слов хочу посветить главному герою. Личность Армана получилась воистину колоритной. Особенно мне понравилось то, что образ барона очень неоднозначен и приближен к обычному реальному человеку. Большинство авторов той эпохи грешили тем, что придавали своим героям лишь одну окраску – они получались либо заведомо хорошими, либо наоборот. Этим, например, злоупотреблял Л.Н.Толстой. Сулье же мастерски удалось этого избежать.


Вернемся же к Арману. Юный барон, обладая красивой внешностью, богатством, остроумием, естественно, пользовался популярностью у женщин. Он с легкостью разбивал сердца самых непреступных дам, особенное удовольствие ему доставляли трудности на пути к этому обладанию. Вот для примера одно из его высказываний: «Черт возьми! Хотел бы я однажды подарить себе такое счастье…Обладать женщиной, оскорбив перед тем ее самолюбие, разрушив ее любовь и положение в обществе, - вот поистине восхитительный триумф».. А вот как характеризует барона сам сатана – «Он мужчина в самом расцвете сил, и других забот, кроме созданных его же дурной головой, у него нет».. Но не спешите судить несчастного барона. В его душе осталось еще место для благородных чувств. Видя несправедливости, которые случились с некоторыми героинями, он искренне пытался им помочь, но, к сожалению, его невнимательность к словам дьявола и гордость, всегда приводили к обратным последствиям.


Другие герои «Мемуаров…» также весьма интересны, их судьбы очень запутаны и трагичны. Особое внимание автор уделил положению женщины в мире, принадлежащем мужчинам. Несколько его ключевых женских образов представляют собой с религиозной точки зрения грешниц, при этом ими не являясь.


На страницах романа нашлось место всем порокам и страстям. Читая «Мемуары…», всегда находишься под влиянием каких-либо сильных ощущений, чаще отрицательных, ибо результаты кипучей деятельности дьявола встречаются на каждой из страниц.


Фредерику Сулье удалось создать гениальное произведение. Очень рекомендую его к прочтению всем любителям французской классической литературы. Его манера письма, великолепно продуманные образы, многослойные диалоги не смогут оставить равнодушным любителей чтения.

В завершении хочу дать совет (он уже встречался в одной из рецензий к этой книге), - очень рекомендую записывать имена героев, тк по ходу произведения они часто сменяют имена и длительные перерывы перед их следующим появлением вносят некую сумятицу, разобраться в этой круговерти бывает очень сложно.