Больше рецензий

Myrkar

Эксперт

от триипостасного Бога

19 августа 2017 г. 13:30

969

5 О времени новых советов

Когда я была маленькой, а у меня на полке красовались "Вредные советы", мне казалось, что вредно таким послушным девочкам, как я, иметь книги со словом "вредный" - неудобно было перед мамой. Которая и купила мне эти шедевры. Никакого противоречия в детском сознании не появлялось. Дело в том, что сами родители у меня были вредные, но считали вредной меня. Примерно в то же время они могли называть меня невоспитанной, но и у них в голове не возникало противоречия, что дошкольника еще не начали воспитывать школьные педагоги. Разрешить эту абсурдную ситуацию, которая, как мне кажется, встречается очень часто, взялся Григорий Остер.

"Вредные советы 2" хороши тем, что стихотворения здесь охватывают практически все родительско-детские возраста. Меня всегда озадачивал совет о том, чтобы держать руки над одеялом. Я даже думаю, что мой вопрос об этом у родителей был сродни тому, откуда берутся дети. Но, зная своих родителей, могу предположить, что они могли быть в не меньшем замешательстве.

Эта книга, являясь, вроде как вневременным произведением (детская и о вечном вопросе воспитания), все-таки обладает духом времени. Меня удивляет, что страницы вторых советов избавились от советов социалистических, во второй версии перед ребенком появился гендерный выбор - стать мальчиком или девочкой, а также указание на то, что классные журналы "теперь" издают. Сама цифра "2" в названии - своеобразный знак времени. Двойка школьная, и в книге стало больше советов о школе. Кстати, когда в начальной школе нашему классу для какого-то выступления выдали список стихов, которые нам надо было выучить и зачитать перед командами других классов, мы даже не поинтересовались, что там было, и вышли на сцену с "Вредными советами". Вот сейчас большинству людей влом читать письменные каракули студентов, например. Наше поколение, по ходу - нам уже тогда лень было прочесть каракули училки, переписавшей какую-то туфту из показавшейся ей интересной книги.

Если первые советы успешно занимались взламыванием основ разумного, за которые держится бред жизни воспитателей и воспитанников, то вторые левелапнули свою абсурдность тем, что добавив к аудитории еще и детей совершенно невредных, а значит, и совсем невредные советы. Или мне так только показалось? Ну например, совет поучить географию, когда начал плакать над своим топографическим кретинизмом под пафосом оплакивания Отчизны. Или не кормить собой зверей, опасаться злого отца и чистить зубы по утрам... Все эти советы, конечно же, запакованы в ироничную форму, но не согласуются с правилом "наоборот". Гениальнейшим я считаю совет о том, чтобы делать что хочешь, пока это не успели запретить. На мой взгляд, актуальнейшая вещь во всех сферах жизни, хотя чисто нравственно закон действительно вредный - надо ж меру знать и рамки. Это то, чего в этой книге точно не найти.