Больше рецензий

DopuaH

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 августа 2017 г. 16:23

756

4 Нет пророка...

Прочитал роман Нила Стивенсона “Криптономикон”. Довольно объемное и занимательное чтиво.
Я сказал бы что это детективно-исторический роман с элементами фантастики, написанный технарем, махровым как полотенце.
Хокинг как-то написал в предисловии к книге научно-популярной:”Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул”. Стивенсон сделал наоборот с художественной книгой.
Действие романа происходит параллельно в двух временах - во время Второй Мировой и в середине 90-х ХХ века.
И хотя интрига романа близка эпохе зарождения информационного общества, он более чем актуален сейчас, потому что поднимает вопросы шифрования информации, перехвата данных, информационной свободы, тотальной слежки - всего того, что сейчас ассоциируется с именами Сноуден, Ассандж, криптовалюты.

Сюжет романа довольно сложен и основная линия в нем прослеживается слабо, это некая нить на которую нанизываются эпохальные события обеих частей.
В линии Второй Мировой два центральных персонажа морпех - Бобби Шафто и Лоуренс Уотерхауз - гениальный математик и криптоаналитик (человек, который взламывает шифры). Автор очень неторопливо знакомит нас с героями вводит в основы криптоанализа, знакомит Уотерхауза с Тьюрингом, Эйнштейном и другими знаменательными личностями эпохи (книга вышла до популяризации биографии Тьюринга Бенедиктом нашим Камбербэтчушкой), а Шафто с МакАртуром.
картинка DopuaH В итоге Лоуренс попадает в отдел 2702, который занимается сокрытием взлома Энигмы.
Немецкие шифры взломаны, но появляются новые более совершенные версии и новые технологии и нужно вскрыть и их. Другая проблема в том, что если пользоваться всеми данными подряд, враги догадаются, что Энигма скомпроментирована. И нужно создать видимость, что провалы операций и утечка данных - это случайность, некомпетентность и т.д. Чтобы все это вписывалось в кривую нормального распределения.
Уотерхауз становится мозгом операции, а бравый морпех Шафто - руками и ногами.
В итоге герои находят врагов и союзников и прибирают к рукам нацистское золото.
В сюжетной линии 90-х потомок Уотерхауза - Рэнди, его друг Ави и потомки Шафто охотятся за этим же золотом и пытаются построить независимое информационное общество на базе Калиматана (Бруней), проблема в том, что в игре участвуют Японцы, Китайцы и еще черт-знает-кто и все преследуют свои интересы.

В романе много пространных отступлений и описаний бэкграунда персонажей. Даже тех, кто появляется всего в одном эпизоде. Многие из команды Рэнди прописаны очень колоритно, но не находят существенной роли в сюжете.
Зато они позволяют сформировать общую картину мира, противостояние просвещения, развития, свободы - тотальной слежке, контролю, луддитству.
Другие важные идеологические противостояния бесчеловечный рационализм и рациональный эгоизм (который в исполнении автора похож на его же в исполнении Чернышевского - хорошо можно жить только в развитом обществе, поэтому интересы человека и общества тождественны).
Ну и еще технарей и гуманитариев, на одних автор из позиции персонажа вешает ярлык гномов, на других эльфов. Одни делают другие пиз… балаболят. В общем у автора есть типичный механизм сортировки человечества по сортам.

Все повествование это плеяда ярких эпизодов, каждый из которых предваряет некое событие или является его следствием. И автор позволяет заполнить пробелы читателю из контекста и намеков, которые есть в следующем эпизоде. Многие события остаются за кадром. Но так же много моментов озарений, которые выглядят очень круто (в ветке Лоуренса) да и действия хватает.

Стивенсон очень здорово объясняет не очень простые вещи, например если бы мне во время учебы объяснили, что такое сходящиеся ряды так, как он сделал это в романе, я бы больше любил математику. Для читателя очень важно вникать в технические детали - они сильно влияют на сюжет.

Экшен у Стивенсона каррикатурно-голливудский, некоторые персонажи гротескно-маскулинные. картинка DopuaH МакАртур “не оборачивающийся на взрывы”, морпех Шафто.
Из недостатков часто отмечают обрыв некоторых сюжетных линий и скомканную концовку. Тут Стерлинг остается верен общему стилю написания романа, все сказано - резкий обрыв, без разъяснений, без разжевывания. Например, о судьбе Бишофа можно догадаться. Автор оставляет маркеры достаточные для обоснованных предположений.
Но развязка действительно не имеет глубины, финальное противостояние, хотя его зарождение присутствует еще на первых страницах выглядит нелепым и притянутым за уши.
Другая вещь, которая сильно режет глаз - герои и автор очень сильно полагаются на технологии.

спойлер
Спойлер.
Например враги засадили героя в тюрьму, дали ему компьютер и надеются заполучить его данные Ван Эйковским перехватом. Герой использует хитрость, чтобы подложить им неверные данные и получить свободу, а настоящие - сокрыть. И это проделывает китайская разведка. Я не понимаю к чему такие сложности, достаточно подвести два электрода к тестикулам Рэнди и он сам без утайки все расскажет.
свернуть


Автор прорисовывает колоритные характеры, а потом сюжет прогорает на человеческом факторе. Действия антогониста линии 90-х вообще не укладываются в человеческую логику, кажется он присутствует “чтобы был”.
“Столица интернета” - тоже выглядит сомнительно, но это сюжетная мистификация.

Не слабо автор проезжается по восточному менталитету собственными браво-патриотическими гусеницами.
В книге присутствует и элемент мистики в виде персонажа из другого цикла Стивенсона - Еноха Роота. Да и вообще все персонажи “Барочного” цикла это предки героев “Криптономикона”.

В целом, интересная книга с неплохим сюжетом и многими актуальными посылами, предвосхитившими остро-актуальные сейчас проблемы, но не без недостатков. Читать ее интересно, юмор некоторых ситуаций здорово вовлекает.
Рекомендую тем кто любит приключенческие детективы, пусть не отпугнут вас технические детали. Любителям “техно-триллеров”, если по душе пришлась “Машина различий” или другое чтиво о злоупотреблении технологиями, теории заговоров, “Криптономикон” тоже должен понравиться. Также книга может приглянуться любителям шпионских историй и Тихоокеанского Театра Военных Действий. Не рекомендую книгу тем, кто не любит книги о Второй Мировой или тем, кого выбесит, что Союз касательно событий войны вообще не затронут, будто и не участвовал.

Комментарии


Видишь ли, Союз не упоминается, потому что Стивенсон в первую очередь пишет о "бойцах интеллектуального фронта". Я про бойцов криптографии (ты понял, это я для других уточняю). А СССР, как мне известно (точнее не известно) участия в шифровойне не принимал, поэтому и Стивенсону нечего было об этом сказать.


Да, я тоже предполагал что-то в этом роде.
Просто исходя из предпосылок, данные полученные от взлома Энигмы и т.д. могли играть важную роль и для Восточноевропейского ТВД.
Зато обошлось без клюквы, что уже хорошо.