Больше рецензий

11 августа 2017 г. 01:49

379

3

Эх, попадись мне эта книга лет девятнадцать-двадцать назад, я была бы в восторге. Сначала я не поняла: как? С одной стороны - простенький язык, невыразительные, почти архетипичные главные герои (хороши здесь герои даже не второго, - третьего плана вроде призрака прабабушки или дракончика Лохмора), странно-кривоватая композиция... Но при этом я увидела большое количество отсылок к этой книге в произведениях, которыми я зачитывалась и заслушивалась в юности. Да и сейчас я четко вижу влияние этой книги на российскую массовую культуру и умы и вкусы моих друзей и знакомых.
Потом, дочитав (а, точнее, домучив) почти до конца, я поняла: это не столько художественное произведение, сколько собрание архетипов, что волновали тогда, в девяностых, души любителей фэнтези. Рыцарь без страха и упрека, хрупкая, но решительная дева в беде, мудрый отшельник-учёный, странник, что ходит между мирами... Все эти персонажи и их отношения присутствовали бы в моей идеальной книге двадцать лет назад. Незадачливый демиург Морган Мэган - это же портрет каждого из нас, кто начитавшись фэнтези и отпустив фантазию в полёт, с переменным успехом пытается выдумать собственный мир.
Полагаю, эта книга стала культовой потому, что являет собой слепок фэнтези-сознания молодых россиян начала девяностых. Такая же незрелая, раздерганная, наивная, чистая и полная надежд.
Это гениально - так чутко уловить запрос поколения. В этом же и проблема: сейчас книга читается совсем по-другому. Её время ушло, и все это может привести в восторг разве что подростков. Или тех, кто не читал фэнтези в последние двадцать лет.