Больше рецензий
8 августа 2017 г. 18:21
3K
3
РецензияПростая и милая стилизация под классику, созданная в добрых традициях Ч. Диккенса, Г. Джеймса, Г. Филдинга, Дж. Голсуорси. Аристократы и слуги, добродетель и порок, утраченные надежды и счастливые случайности, ошибки и находки, преступление и милосердие – всем этим плотно и тщательно усеяны страницы этой книги. Но если «История Тома Джонса, найденыша» когда-то потрясла мое детское воображение, то этот текст, написанный по законам сценарного жанра, не особенно впечатлил, а рисунки героев в конце озадачили: бедному читателю даже здесь пофанатазировать не дали, снабдив его указателями по моде середины XIX века. То ли возраст для подобных историй прошел, и я давно не верю в счастливые концы обманчиво драматично начинающихся сюжетов, то ли история слишком уж выпрямленная - стереотип на стереотипе, без нюансов и попыток индивидуального уклонения от стандартного развития событий, - но все это особенно не впечатлило. Просто школьная хрестоматия! Неужели автор боялся расстрела за «шаг влево, шаг вправо»?
Читать, догадываясь обо всем наперед, было не особенно интересно: интриги, не успев завязаться, перестают быть интригами, а испытания – испытаниями, ведь ты точно знаешь: у всех положительных героев все будет хорошо, а всем отрицательным воздастся по заслугам, и все закончится какой-нибудь свадьбой и «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». Все было очень добродетельно и добросовестно, читалось легко, но пресно и скучно. Мне все время не хватало ярких эмоциональных красок в этой размазанной на много страниц пастели. Кажется, это А. С. Пушкин удивлялся поступкам своих собственных героев: «Представьте, что учудила моя Татьяна, - взяла да и вышла замуж!». Так вот, от героев Дж. Феллоуза вы этого ни за что и никогда не дождетесь – они, как арестанты его замысла, нога в ногу шагают вслед за своим сюжетным приговором, «скованные одной цепью…».
Есть такой любопытный живописный жанр – тромплеи, картины-обманки:
«Белгравия» мне показалась такой же книгой-обманкой, которую автор без особых затей, но и без писательской неловкости выдает за фрагмент реальности, вовсе и не надеясь, что читатель примет все это за чистую монету. Но… в самом жанре обманки заложено, как сказал бы М. Булгаков, «разоблачение всяческой магии»: картина сама показывает зрителю, как легко искусство обманывает нас. Так, может, и эта книга просто дает нам возможность на время обмануться, представив себе и тогдашние tempora, и нестареющие mores, и порадоваться собственному обману? «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!».
Комментарии
Боюсь,что это Пушкин говорил про Татьяну из "Евгения Онегина"
Да, конечно же, это Пушкин! Немедленно исправляю! Спасибо, что обратили внимание. :)