Больше рецензий

7 января 2011 г. 20:39

724

4

Я очень люблю свою адидасовскую толстовку. И найковские спортивные штаны. Они настоящие – куплены в фирменном магазине, не на рынке. Есть все основания полагать, что эти вещи действительно принадлежат тому бренду, о котором написано на ярлычке.
Для кого-то иметь и носить фирменные, брендовые вещи – модно и престижно, а для кого-то – обыденно и по-другому просто не может быть. Для одних кола – это pepsi или coca-cola, а другие наслаждаются и коричневым напитком от местного производителя. Ясно одно – есть производители одежды, обуви, продуктов питания и других предметов, которые известны всем, или, по крайней мере, многим, которые обладают определённым авторитетом на мировом рынке.
Любой подросток скажет, что на символе adidas три полоски, nike штампует «галочки», а puma – собственно силуэт одноименного зверя. Этот факт подчеркивает одну из важных черт бренда – его узнаваемость. Не обязательно пользоваться продукцией Schwarzkopf&Henkel, чтобы запомнить его символ – тот самый шварцкопф – чёрную голову, которую обычный человек видит в рекламных вставках на телевидении несколько раз в течение дня.

Пока я готовила фотоохоту «Великое противостояние брендов», наткнулась в сети на книгу Наоми Кляйн “No Logo” , посвященную брендам, их влиянию на жизнь людей в современном мире, а так же тому, как общество пытается этому влиянию каким-то образом помешать.
Книга эта довольно объемная, было бы лучше прочитать её с бумаги, а не с экрана компьютера или телефона, как это сделала я. Книга сложная, порой скучноватая, но необычайно информативная. Возможно кто-то близко знаком с этой тематикой, и для него весь этот пост – огромный боянище, но для меня всё или почти всё было в новинку.

Например, я знала, что многие известные компании размещают свои производства в странах третьего мира. Где дешёвая рабочая сила и лояльная налоговая система. Однако я даже не подозревала, насколько эта рабочая сила низко оценивается! Представьте себе, что вы шьете несколько десятков фирменных футболок в день, несколько сотен в неделю и просто запредельное количество в месяц, НО получаете вы за этот месяц столько денег, сколько хватит на покупку, дай бог, хотя бы одной такой вещи. Возможно, с этим проще жить, когда ты получаешь свой один доллар в день, которого хватает на то, чтобы заплатить за жилье и перекусить, и у тебя нет возможности смотреть иностранные телевизионные каналы или выходить в Интернет. Но опять-таки представьте, что вам выдалась такая возможность. Вы заходите на сайт производителя, на которого работаете, открываете раздел on-line магазин, и ваши глаза округляются от удивления, смешанного с ужасом! Вы понимаете, что тратите своё здоровье, работая в ужасных условиях, зарабатываете гроши – и всё для того, чтобы компания получала огромные прибыли! Накрутка на стоимость товара составляет уже не 100 и не 200 процентов, а гораздо больше.
Хотя для меня более удивительна не позиция производителя – в конце концов, они коммерческие предприятия, имеющие основной своей целью получать прибыль, остальное уже можно отнести к вопросам морали. Поражает меня политика государств, на чьей территории происходит всё это безобразие. Правительства стран, в которых размещаются производства, освобождают инвесторов от налогов, устраивая им трёх- а то и пятилетние налоговые каникулы, дают добро на то, что территория завода или фабрики, является как бы государством в государстве – где действуют свои законы, где не соблюдается трудовое законодательство и основные права человека. Министерства труда говорят, что это дело Министерств иностранных дел, а МИДы – что они не компетентны в вопросах, допустим, организации профсоюзов. А тем временем, на этих почти суверенных территориях происходит самый настоящий беспредел – не соблюдается техника безопасности, люди гибнут от отравлений, пожаров, получают травмы и заболевания. Ужасна и контрактная система – часто бывает так, что работникам позволяют заключать только краткосрочные трудовые договоры – на месяц или менее, не давая никаких гарантий, что в следующем месяце он будет продлен. Вообразите, каково это – жить, ни на каплю не будучи уверенным в завтрашнем дне. Еще хуже женщинам, ведь беременная работница – обуза для всего предприятия. Поэтому некоторые организации разработали «чудесную систему» - с женщинами заключаются 28-дневные контракты. Почему был выбран такой период? Все очень просто – 28 дней – средняя продолжительность менструального цикла. Не забеременела, месячные наступили – отлично, будь любезна, покажи использованную прокладку и можешь смело подписывать следующий договор, еще на 4 недели. Безумие! Тут уже даже не идет речи о грубости, насилии и других непременных атрибутах подобного «рабовладельческого» производства.
После осознания, что такие вещи происходят в нашем мире, понимаешь, какие глупы семинары по устойчивому развитию, как на самом деле неважно то, что Россия не вступает в ВТО, а НАТО движется на восток.

Еще я знала, что существуют организации антиглобалистов, что кого-то всё-таки волнует то, что отдельные компании диктуют всему миру свои правила. Но, честно сказать, мне никогда бы и в голову не пришло, что такие проблемы волнуют и обывателей. Разве могла бы я когда-нибудь представить, что ребёнка, который выпрашивает у мамы новые фирменные кроссовки, не думая о том, есть ли в семье на это деньги, может взволновать вопрос о том, почему он платит так много денег за то, за что его реальные производители получают мизер. Разве можно вообразить, что ваши собственные дети отправятся на демонстрацию против жестокой эксплуатации, что они будут писать письма в руководства компаний с просьбами и требованиями разобраться с ситуацией. Казалось бы, какая разница студентам, есть ли в университетском городке автомат, продающий кока-колу, или нет. Мне, наверное, было бы всё равно. А американские студенты бастуют против установки автоматов, потому что считают, что компания Кока-кола неправильно ведет себя в каких-то моментах. Студенты отказываются выступать на соревнованиях в спортивной форме Найк, потому что компания была уличена в недобросовестном отношении к работникам.
Целые округа отказываются пользоваться бензином компании Shell, которая при добыче нефти в Нигерии, разрушает территории, на которых обитают коренные племена. Для меня удивительна и поразительна такая сознательность. Я сама не привыкла задумываться о таких вещах, но меня очень радует, что множество людей по всему миру думает об этой проблеме и пытается её каким-то образом решить.

Из книги я узнала ещё много интересных вещей. Как руководства фирм не любят постоянных работников, предпочитая им временных. Как обычные люди затевают тяжбы против глобальных корпораций, таких, как МакДональдс. Как бренды проникают в школы и диктуют свои требования директору. Как..

Возможно, я написала сумбурно, осветила не все проблемы, но этот вопрос меня действительно зацепил – я бы хотела, чтобы большее количество людей задумывалось о том, почему они выбирают именно ту или иную вещь. И кому они принесут пользу, покупая товары от определенного производителя.

Комментарии


Меня конечно радует, что кто-то серьезно задумывается над такими вопросами. Компании, в которых работают десятки тысяч, могут себе позволить размещать производства в разных частях света, и они размещают их там, где это выгодно. Те условия которые они предлагают, для сотрудников вполне подходят. Они даже делают доброе дело, создавая рабочие места.
Просто в разных местах земного шара люди живут по-разному. И возможно, те условия, которые вас ужасают, для кого-то вполне приемлемы. Но это не значит, что с этим надо мириться, +1.


нет. нигде не приемлемо работать по 18 часов в день.
и нигде не приемлемо проверять - наступили ли у женщины месячные, чтобы ни в коем случае не нанять на работу беременную.
потогонные фабрики не должны существовать.

а если вы думаете, что только по праву рождения в европе или америке, человек заслуживает лучшего отношения - то это не так.


Если бы эти условия были бы не приемлемы, то там бы никто не работал. Но, видимо ситуация такова, что все остальное еще хуже. Пока в этих странах не будет улучшаться уровень жизни, никакие компании не будут улучшать их для своих сотрудников самостоятельно, на собственные средства. Но это не значит, что с этим надо мириться.


Удивительны Ваши удивления)
Если корпорации будут размещать всё производство на своей территории, где составляющая зар. платы в себестоимости не 10 центов, например, а 10 евро или долларов, в соответствии с уровнем жизни национальной раб. силы, то стоимость продукции будет ещё выше.))
Уровень жизни различен в разных странах. Потому "белые" бренды ещё держатся.Едва -едва.
В начале 90х уровень з.платы среднего класса на постсов простр-ве составлял 3-5 долл. по рыночному курсу. Но уровень внутр. цен был таков, что семьи жили)
Экономикс.


ну так если не удивляться, то жизнь станет ужасно скучной и томительной :)


Вы очень хорошо все написали (я даже целиком от начала до конца всю рецензию внимательно прочел, что нечасто со мной случается), но вот скажите-ка мне такую штуку.

Касательно самого первого абзаца: вы любите свою толстовку фирмы X и штаны фирмы Y, утверждаете, что они наверняка «настоящие», фирменные.
И в то же время знаете, что шьется вся эта фирма в отсталых странах десятками бесправных и безымянных рабочих, получающих гроши за адский труд.
То есть можно ставить знак равенства: «настоящая, фирменная одежда = кустарный труд низкоквалифицированного персонала».

Тогда за что любить эту одежду? За качество? Но позвольте, какое качество, если этот вот, например, кроссовок был сшит бедным голодным негром на семнадцатом часу работы — с дрожащими руками, подслеповатыми глазами и ржавой иглой? Тут может быть качество?
За что еще любить? Не за сам же лейбл — мы прекрасно понимаем, что этот «актив из воздуха» не значит ничего реального.

Не подумайте, что это я с наездом, мол, не понимаете, о чем говорите — ни в коем случае.
Просто тема интересная, дискуссионная, и, как мне кажется, лично мне тут можно много чего почерпнуть и осмыслить.
Вот реально, скажите мне: как так получается?


ой, простите. сразу не смогла ответить, а потом закрутилась и забыла

я вообще страдаю вещизмом в том плане, что привыкаю к вещам. я страдаю, когда ломается флешка или телефон, нежно люблю нынешние джинсы и вот ту самую толстовку. она у меня появилась еще до того, как я прочитала книгу и вообще задумалась об этой проблеме. вообще, настоящие "фирменные" вещи я покупаю редко, даже упомянутые одежки мне подарили. но я люблю свою одежду за то, что мне в ней комфортно, я в ней хорошо выгляжу и мне идет ее цвет.

наряду с пресловутой толстовкой я люблю белый топик, купленный в украинском стоке рублей за 100. просто за то, что он ко всему подходит.
может быть это очень по-девачковому, но это так :)


А мне реально на...ть на бренды. Ношу то, что удобно.


вот и я )


Огромное Вам спасибо за рецензию! Видно, что вы прочувствовали то, что автор пыталась донести.


Эту книгу Кляйн невозможно купить в других регионах, весь тираж сметён с полок москвичами открывшими для себя антиглобализм, умилили отзывы в сети как книгу Кляйн в далёком 2005 году москвичи словно библию возили с собой в метро в рюкзачках по дороге на работу. Но по мнению наших диванных стратегов антиглобализма ей не достаёт глубины или наоборот много воды,господа критики, а как вы на личном примере боретесь с глобализмом? кто нибудь из вас восстановил в российской глубинке разрушенный и разграбленный в 90-е завод или фабрику, дал рабочие места, организовал профсоюз, наладил выпуск отечественной продукции? Так что книга в России подходит только для убийства времени офисному планктону под бутылочку Кока-Колы