Больше рецензий

Grim_Hedgehog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 августа 2017 г. 10:08

611

3

Корейская фантастика в книжных магазинах нечастый гость, если не сказать, что исключительно редкий, а потому не мог пройти мимо и решил ознакомиться с только что выпущенной книгой Чхве Инхо «Город знакомых незнакомцев».
Не знаю насколько типично это произведение для корейской литературы и для корейской фантастики в частности, но первое знакомство с эти культурным явлением вышло, не сказать что очень удачным.
Но давайте по порядку. Слог повествования достаточно прост, сух и не слишком затейлив, притом словесные конструкции часто кажутся нелепыми и нескладными. Уж не знаю, то ли это вина переводчика, то ли особенности языка и менталитета, то ли это авторский стиль такой, но текст кажется сырым и не доработанным. Хотя я не исключаю варианта, когда одно накладывалось на другое. Повествование изобилует довольно натуралистическими сценами, это проявляется, в первую очередь, в описаниях физиологических потребностей человека и всего что связано с сексом. Надо сказать, что секс и все его проявления, включая мысли и желания, описан здесь на грани порнографии и притом в достаточно омерзительном свете. Не знаю, было ли целью Автора шокировать читателя, но если не рвотные позывы, то подташнивание, такие моменты точно вызывают. Оставляю на ваш суд оправданность такого подхода, моё дело предупредить.
Одним из недостатков книги, на мой взгляд, являются не нужные подробности в тексте, которые вроде и не слишком его засоряют, но вызывают лёгкое недоумение их присутствие. Зачем вообще объяснять очевидные вещи? Такое ощущение, что Автор пытается довести свои мысли до ребёнка или слабоумного. Например, вместо того что бы написать, что герой взял триммер для ушей и носа, он начинает нам рассказывать про устройство, для чего оно предназначено и на чём работает, а вместо краткого «он купил ребёнку одежду на вырост», нам зачем-то подробно объясняют, почему делать такую покупку разумнее. Такое разжевывание и акцент на лишних деталях усугубляется ещё и частыми повторами и напоминаниями по поводу и без. В каких-то местах это может и оправдано, но чаще всего раздражает. Пусть у героя мысли бегают по кругу, но на кой чёрт их заново перечислять, каждый раз, когда это происходит, тем более, оригинальностью, глубиной, да и просто разумностью они, увы, не блещут. Повторные словосочетания могут встречаться в одном абзаце, ключевые фразы на соседних страницах и т.д. Согласен, что некоторыми повторами, Автор, хочет вызвать у читателя чувство дежавю, но это сделано настолько искусственно и наиграно, что убивает идею на корню.
Ну вот, мы дошли и до главного, до сюжета и идеи книги.
Кстати, безоговорочно я бы к фантастике книгу относить не стал, большую часть повествования это скорее похоже на мистификацию или даже на психическое расстройство личности героя. Тем более что, чётких объяснений природы всех загадочных событий, происходящих в романе, нам так и не дадут.
И так, в субботу утром, с лёгкого похмелья, главный герой по имени К. (в книге нет трудно произносимых корейских имён, вместо этого будут чаще всего аббревиатуры, сиюминутные прозвища и имена нарицательные), просыпается и начинает осознавать, что в размеренной и привычной жизни что-то изменилось. Нет, ничего сверхъестественного, просто всякие мелочи. Будильник прозвонил, хотя должен был быть отключён, лосьон после бритья, в ванной комнате не той марки, к которой привык, отсутствие пижамы и т.д. Плюс к этому он не может вспомнить последние полтора часа вечера накануне, перед тем как оказался дома, а так же он обнаруживает потерю телефона. От воспоминаний осталось лишь то, что он ужинал со своим другом, и они изрядно выпили. Из объективных странностей это, пожалуй, и всё. Но чисто субъективно, их больше. Главному герою мнится, что его жена прошлой ночью была холодна и казалось чужой, такое же чувство чужеродности вызвала и дочка за завтраком. Да и собака, живущая в доме, почему-то рычит и кидается на мужчину.
Дальше К. будет пытаться восстановить цепочку событий вчерашнего дня, найти телефон, а заодно разобраться почему, некоторые старые знакомые, кажутся ему немного чужими. Ко всей этой мешанине в голове, добавляется тот факт, что во время двух последующих дней, встречая совершенно новых людей они, через некоторое время ему попадаются вновь, но уже совсем в других ролях.
Хоть задумка и тянет на хороший фантастический триллер, но я бы на это не рассчитывал. Полумистические и фантастические элементы здесь это скорее повод рассказать ещё одну историю о кризисе среднего возраста. Период, который заставляет переосмысливать свою жизнь или вернее существование, это слово больше подходит к образу жизни, который ведёт главный герой. Когда привычное окружение: семья, друзья, знакомые, кажутся чужими — просто статистами в ежедневном жизненном спектакле. Когда самое время пересмотреть заново свои идеалы, цели, подвести промежуточные итоги, убедится, не потерял ли ты себя и если это так, то попробовать всё-таки найти своё место в жизни. Необычность ситуации, в которую попал К., только подчёркивает симптомы душевной растерянности. К слову сказать, попытки героя разгадать сам ребус очень неубедительны. Человеческая реакция на происходящие не совсем типична и мало эмоциональна, хоть такое поведение можно объяснить фактами, открывающимися ближе к финалу, но на самом деле, создаётся ощущение, что Автор не смог достоверно перенести переживания, сомнения, страхи, подозрения и т.п. на бумагу. Приближаясь к развязке, повествование обрастёт новыми тайнами и загадками, но так, же мы начнём понимать, что распутать клубок будет непросто. А уж после того, как начались не очень складные философские размышления и проведение параллелей с «петлёй Мёбиуса» и библией, то становится очевидным, что финал не расставит всех точек над «i». Нет, Чхве Инхо вероятно считает, что подобного заключительного размытого аккорда достаточно, ведь суть не в том, что бы дать ответы на все загадки в книге (паззлы, увы, никак не складываются в общую картину), а показать преображение главного героя. Но без всех отгадок, к сожалению, история не получилось целостной и законченной. Зачем спрашивается тащить этот груз тайн и мистификаций через весь роман, если в конце, большая его часть, отбрасывается за ненадобностью. Хотя может, это просто я не столь проницательный читатель.
В книге есть удачные находки, например, возникшие у меня, аллюзии с «Днём сурка», действительно заставляют задуматься, что проживая каждый будний день, да и выходные тоже, по строгому расписанию, диктуемого привычкой, мы застреваем в одном дне, забывая жить дальше. Напрашиваются и вполне уместные параллели с фильмом «Шоу Трумана». Так же мне понравились некоторые неожиданные моменты в сюжете, которые меня хоть и не шокировали, но вгоняли в лёгкий ступор. Были и другие удачные идеи и мысли, но, всё это находится под ворохом плохо проработанных как деталей, так и сюжета в целом.
В предисловии к книге, Чхве Инхо пишет, что она была написана всего за два месяца, когда ему уже диагностировали рак. Очевидно, Автор, хотел успеть излить то, что у него накопилось на душе за последние годы. А потому, роман всё-таки заслуживает некоторого снисхождения.