Больше рецензий

7 января 2011 г. 18:22

235

5

Знаете, это очень здорово: видеть, как эволюционируют книги автора.

Что такое «Год Крысы» на первый взгляд? Это снова веселая банда, передвигающаяся по сельским дорогам, снова нечисть, снова немного интриги и политики – там где-то, справа и сверху, в высоких замках – а здесь, на городских площадях и в деревенских корчмах любят, дружат, пьют, шутят, словом – живут.

То же самое, что было в "Ведьме..." . Вот только в «Ведьме…» персонажи были… понятнее и приятнее. И отношения между ними тоже были проще. Потом было две попытки автора изменить и усложнить их – в откровенно неудачном, на мой взгляд, «Цветке камалейника» и повзрослевшей версии «Ведьмы…» - «Верных врагах» .

А потом пришел «Год Крысы».

И три его персонажа, которые спасаются от погони на его дорогах. Сложные – все. Они перестали быть хорошими. Пожалуй, это ключевое: Громыко ушла от однозначности Добра, которое было во всех героях «Ведьмы». В «Годе…» персонажи уже сложнее. Расчетливый аристократ с неслабыми классовыми предрассудками; лихой «ночной», вор, искренне не понимающий, зачем жить честно; наивная девчонка, совершенно не знающая ни мира, ни людей – кажется, не те персонажи, с которыми хочется провести вечер.

Но вместе с тем… в них веришь намного больше.

В «Годе Крысы» уже нет жизнерадостности «Ведьмы» и нет той любви, которая протаскивала героев сквозь все преграды еще во «Врагах». Вместо этого появилась серая зона этических задач, в которых зачастую единственно правильного выбора не бывает, - ровно так, как не бывает черно-белых ситуаций в жизни.



Хорошего пути как будто вообще нет, мы постоянно выбираем только между плохим и очень плохим, и я совсем не уверена, что правильно…



Впервые, пожалуй, так тонко и красиво у Громыко нарисована изнанка магии. Плата за чудо чужих исправленных дорог – и кто догадался назвать вот этот ужас – «свечой»?..

Мир и герои «Крысы» стали мудрее и опытнее, - и при этом они не стали подлее… или зануднее.

...Это просто изящная в задумке и блистательно воплощенная метафора – человек и его крыса.

Безусловная рекомендация.