Больше рецензий

3 августа 2017 г. 15:38

1K

5 Вошь, блуждающая по бюрократическому лабиринту

Однажды утром в спальню к Йозефу К. заявляются трое с пренеприятнейшим известием. Йозеф К. узнает, что над ним начался судебный процесс. Это, собственно, единственное, что ему говорят. И более никаких подробностей, никаких объяснений причин. Процесс идёт, но вы, мол, пока живите-поживайте себе дальше: ходите на работу, кофе пейте, а когда нужно будет, вам сообщат, чем дело кончилось. И вот бедный Йозеф К., пытаясь разобраться, как же ему выпутаться из этой судебной истории, оказывается в бюрократическом лабиринте, где начинаются его блуждания по тесным чердакам-узким коридорам-душным кабинетикам-залам суда, заполненными любопытствующей толпой…

Так за что же осужден Йозеф К.? Стоп, ребята, это ведь не классический детектив, где непременно нужно знать кто, кого и за что. Это абсурдистский роман. Здесь никто. Ничего. Никому. Не должен объяснять. И с чего вы решили, что вина вменяется человеку только за совершение чего-то дурного, плохого, ужасного? Что сделали сотни тысяч сожженных, убитых в гитлеровских концлагерях евреев, славян, цыган? В чём были виновны сотни тысяч советских интеллектуалов, учёных, простых мужчин и женщин, которых по щелчку пальца шизоидного маньяка Сталина, отправляли в ссылки, загоняли в гулаги?
Вот и Йозеф К. не стремится выяснить, в чём же именно его обвиняют. В кафкианском мире абсурд - непреложная данность. С ней никто не спорит. Ни один нормальный человек. Здесь нет причин, лишь последствия. И наш добрый малый просто хочет выпутаться из этих последствий, т.е. как можно скорее и с минимальным ущербом для себя закончить судебный процесс. И он выпутается, на загородном пустыре, когда свершится приговор - и ему вскроют глотку...

В абсурдистском мире, созданным Кафкой, а позднее и в словно скопированных с него тоталитарных системах, «задушивших» Европу и Россию, Власть вменяет в вину человеку сам факт его существования, его присутствия на земле. Преступление Йозефа К., как и миллионов несчастных, убитых кровожадным дуэтом Сталин-Гитлер, лишь в том, что он родился на свет.

На рубеже XIX-XX вв., после «смерти бога», традиционная парадигма человеческого бытия рушится, онтологическая ось «Бог – Человек»/ Трансцендентное – Земное» ломается. Таким образом, христианский первородный грех трансформируется в понятие экзистенциальной вины. На человеке больше не лежит бремя первородного греха, но теперь оковы вины обездвиживают его. Вина человека априорна, она не требует доказательств: ты существуешь – значит, ты виновен! Презумпция невиновности отсутствует, потому (судебный) процесс становится формальностью, юридической профанацией. Процесс проходит ради процесса, а не для выяснения истины.

Таким образом, вся жизнь человека превращается в один судебный процесс - от колыбели до гроба. И двери его гроба могут приветственно распахнуться в любой момент. Как в случае с Йозефом К.
Неприятные слова. Это кажется жестоким, несправедливым. Но, подождите, разве вы, большой и сильный человек, прежде чем раздавить вошь, сообщаете ей – за что вы её сейчас убьёте? Думаю, если вы обладаете хотя бы одной рабочей извилиной, то нет. Вы убиваете вошь, потому что она вошь - за то, чем она является. Так почему Власть имущие не могут поступать точно так же с Йозефами К., которые для них не что иное, как вши, блуждающие по бюрократическому лабиринту; маленькие винтики в гигантской машине государства. Причём, заменяемые винтики.

...Однажды вас отведут загород. И там, на пустыре, вам перережут горло. Просто за то, что вы есть. За то, что вы родились на этот свет. За то, что вы такой. И никому – слышите? – никому не будет до этого дела во всей вселенной! Найдётся ли хотя бы один кретин, который будет переживать из-за очередной раздавленной вши?

Комментарии


Мощно. Проницательно. Спасибо.

Однажды утром в спальню к Йозефу К. заявляются трое с пренеприятнейшим известием.

Никакого намёка на Гоголя? А то гоголевский "Нос" близок к "Превращению"... Может, и в "Процессе" вы что-то нашли?
Поразительный, конечно, текст! Сколько толкований даёт! Я увидел в нём совсем не то, что Вы) Наши версии сходятся лишь в конце, на пустыре.


А Вам спасибо за Ваше спасибо. :)

В данном случае, я использовала эту, будем откровенны, набившую оскомину фразу без какого-либо умысла или намёка - слова сами сорвались с уст. Но вне всяких сомнений, между мироощущением Гоголя и Кафки много созвучного: например, разлад с реальностью, оборачивающийся отчуждённостью: у Гоголя - от мира, у Кафки - от мира и от своего Я. Потому в творчестве русского писателя всё-таки имеет место фантасмагория, а вот кафкианский мир насквозь пронизан абсурдистскими мотивами.

Никогда не задумывалась, какой из гоголевских текстов близок к "Процессу". Читательское чутьё подсказывает мне, что это могут быть "Записки сумасшедшего". А Вы за "Ревизора"?

Насчёт наших с Вами различных толкований романа. Так истории Кафки тем и удивительны, что, внешне, с сюжетной точки зрения простые, они оказываются замысловато устроенными организмами, когда начинаешь их "препарировать".
И поделитесь, что же Вы увидели в "Процессе"?


Полная версия вот тут, а если вкратце: я считаю "Процесс" текстом о смерти. Все осуждены на смерть, все виноваты, что родились (перекликается с вашим), никого не волнует причина - все умрут. И т.д.
Я прекрасно понимал полифоничность романа, поэтому в рецензии в начале указал, что про смерть - это лишь одна из возможных трактовок. Все сразу перечислять было бы долго и нудно.

Не, я бы вообще "Процесс" не сравнивал с Гоголем. Я просто подумал, that you did.