Больше рецензий

26 июля 2017 г. 18:17

170

Джош Малерман, оказывается, но только писатель, но и вокалист рок-группы “The High Strung” (я тоже их не знаю). «Птичий Короб», его первый роман, собрал в целом положительные отзывы, даже несколько номинаций на средней известности книжные премии. Даже в рунете все ее хвалили, и я, даром что не фанат пост-апокалипсиса, все же решил дать «Коробу» шанс – тем более книжица-то тонкая, на вечер-другой, а на прозвана «литературным событием», прямо здесь, на LiveLib’е!

Синопсис следующий: на Земле откуда ни возьмись появляются некие «Твари», от взгляда на которых на человека сходит форменное безумие, толкающее на жестокую расправу над окружающими и последующее самоубийство. Выжившие боятся открывать глаза вне безопасных мест, и в большинстве своем ютятся в домах с крепко занавешенными окнами, постепенно умирая от голода и страха перед неизвестным. Все это мы узнаем через историю Мэлори, матери двух детей, вслепую сплавляющейся с ними в лодке к более безопасным местам, чем убежище, в котором она переживала начало Проблемы (так Малерман окрестил скатывание человечества в хаос). По дороге Мэлори частенько настигают флэшбеки – так мы узнаем, как именно она дошла до жизни такой. И как она ищет новую.

Ну и на этом, собственно, все.

Ничего, кроме истории Мэлори, в «Птичьем Коробе» нет. Нет даже намека на истинную природу Тварей, а про какую-нибудь интересную вторую сюжетную линию можно только мечтать. Вообще, если книга строится на концепции неизвестного, скрытого зла, то она балансирует на тонкой грани, и если не подкармливать воображение читателя хотя бы крохами информации, то он может подумать, что у автора просто маловато воображения. Конечно, на это можно возразить, что это книга не войне миров, а о подвиге женщины, и так далее… Но что в этом подвиге оригинального, что вообще оригинального в «Коробе», помимо добровольной слепоты героев? То, что при наступлении апокалипсиса тут же вступает в силу принцип «человек человеку волк», мы знаем и так. То, что в доме Джорджа рано или поздно начнется грызня, поймет любой. У сюжета поворот только один – когда Мэлори на реке поворачивала в нужный рукав. Кого-то впечатлит сцена родов, но я к этому моменту уже так заскучал, что меня бы больше впечатлило нападение на дом обезумевших военных. Ну или подключение к делу мистицизма, что ли…

На самом деле, это просто недостаток писательского опыта Малермана, только и всего. Хотя и это не оправдание – вспомните дебютные романы своих любимых авторов. В «Птичьем Коробе» мало хоррора, мало триллера, и полное отсутствие боевика, на худой конец. А выехать на характерах и психологизме ему мешают картонные герои. А что же дети? А к детям, по мнению Малермана, нужно проникнуться потому, что они дети. Поскольку узнать их получше не успеваешь, в романе они – функция, нужная лишь для того, чтобы было больше драмы.

В итоге, если «Птичий Короб» и событие, то не такое уж и большое. Не обманывайтесь.