Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

24 июля 2017 г. 12:27

941

4.5 Когда сердце не может молчать.

«Любовь – это чудо; она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала, жемчуга, и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке…»

(«Соловей и роза» О. Уайльд)

Оскар Уайльд – циник, утонченный эстет и одна из самых ярких личностей европейской литературы. Он прославился в первую очередь великолепным романом «Портрет Дориана Грея», который на протяжении многих лет неизменно производит сильнейшее впечатление на читателей. Но был в творческой карьере писателя и иной опыт. Порою бывает сложно поверить, но Оскар Уайльд писал сказки. И эти сказки в своей сердечности и трогательности не уступают лучшим произведениям Андерсена, повествующим о трагедии жизни, смерти и любви.

картинка Beatrice_Belial

Уайльд всю жизнь шел своим путем, презирая общественное мнение. Его раздражало все тривиальное, а безобразное – отталкивало. Его единственным прибежищем от скуки и пошлости было искусство. С помощью искусства он мог «позабыть все распри и ужасы мира». А за маской циника этот писатель скрывал ранимое и чувствительное сердце, что в полной мере выражают именно его сказки. И действительно, в рамках сказочной истории необычайно трудно что-либо скрыть, трогательные персонажи сказок - создания волшебных миров словно бы сами отвергают любые попытки спрятать истинные чувства и пересказывают истории своих создателей особым языком, показывая читателям, что таилось на самой глубине сердца сказочника.

В творческом наследии Уайльда сказки занимают особое место. Их нежная, сердечная красота и глубокое философское содержание делают эти произведения абсолютно недетскими, потому что любой взрослый прочтет их с несомненным удовольствием и найдет над чем поразмыслить. «Звездный мальчик», «Соловей и роза», «Счастливый принц», «Молодой король», «Преданный друг», «Мальчик-звезда», «Великан эгоист»- эти сказки любимы читателями всего мира. Смешные, грустные и трогательные истории заставляют задуматься о добре и зле, любви и дружбе, преданности и сострадании. Невероятные фантазии писателя, несмотря на драматичность и трагизм, оставляют после прочтения очень светлое ощущение.

На мой взгляд, судить об Уайльде, как о человеке (без мишуры и масок гедонизма и цинизма) лучше всего именно сквозь призму его сказок. Как кажется, только в них он подлинно раскрыл свою душу, ничего не страшась и не опасаясь, он показал свое сердце - необыкновенно чувствительное и сильное, стремящееся любить и творить красоту.

Моя любимая сказка О. Уайльда - «Соловей и роза». Впервые я прочитала ее очень давно, еще в детстве. И это сочинение Уайльда тронуло меня до глубины души. Перечитывая сказку во взрослом возрасте, я испытываю даже больший восторг, настолько она прекрасна. Трагичная и, вместе с тем, полная любви и надежды, она производит сильное впечатление. Перед нами философская история о любви и ее проявлениях. Соловей, растроганный печалью влюбленного студента, решает помочь ему. Лишь пожертвовав кровью своего сердца, соловей может получить желанную розу. И, понимая страдания влюбленного юноши, сладкоголосая птица решается на эту жертву, считая что «Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки – ничто в сравнении с человеческим сердцем!» Соловей жертвует своей жизнью, наполняя кровью раненного сердца розу, расцветающую прекрасно алым цветом. Но страшный финал сказки показывает, что жертва несчастного соловья оказалась бесполезной. Бессердечная девушка отвергает любовь студента и его разбитое сердце погибает подобно той самой розе. «Любовь ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное»- к такому выводу приводит Уайльд своих читателей в финале этой потрясающе красивой, печальной и философской сказки.

«Счастливый принц» еще одна трогательная и сердечная сказка, повествующая о покрытой золотом и драгоценными камнями статуи Принца, которая страдает видя нищету и несчастье горожан и просит о помощи скворца- еще одного неравнодушного героя этой сказки. И вновь, словно следуя твердому голосу разума, Уайльд показывает читателям, что усилия неравнодушных стремящихся помочь другим Принца и скворца приводят их самих к смерти. Оловянное сердце Принца и мертвую птицу выбрасывают на свалку, откуда их забирает Ангел, которого Господь попросил принести самое драгоценное, что он найдет в этом городе. Рассказав историю о несчастном неравнодушном Принце, Уайльд все же назвал эту сказку «Счастливый принц», словно бы в насмешку над самой жизнью и ее устройством. О чем писатель хотел рассказать - о том, что доброта обречена на поражение или о том, что только искренние стремления сердца, несмотря на все жертвы, могут сделать человека счастливым?

А необыкновенная история из сказки «Мальчик-звезда»? О чем она? О превосходстве красоты душевной над красотой физической? И это от гедониста Уайльда, воспевшего именно физическую красоту, как некий культ и истинную ценность? Удивительно, как в подобных историях писатель раскрывал свою собственную душу, которая была намного глубже и сложнее всего, что могли думать о ней многие современники при жизни великого и такого одинокого гения. «Мальчик-звезда»- потрясающе сложная и глубоко философская сказка, содержащая в себе множество смыслов и раскрывающая вроде бы простые истины весьма необычно.

Сказки Уайльда не оставят равнодушными ни одного взрослого (о детях судить не возьмусь, ибо не многие из них окажутся способными в своем детском возрасте понять те глубокие философские идеи и взрослые чувства, которые писатель передал в этих историях). Трагизм жизни, ее печаль и красота, любовь и самопожертвование, счастье и горе – все это тонко и изящно (в духе автора) сплетено в его сказках в красивейший узор, который воистину можно назвать одной из ярчайших жемчужин творческого наследия О. Уайльда.

Комментарии


Как приятно прочитать рецензию на "Сказки" - почти как сами "Сказки":)

Порою бывает сложно поверить, но Оскар Уайльд писал сказки.

Пожалуй, не соглашусь, в это очень легко поверить - сказки органично вписывались в его эстетическую концепцию, а главным объектом его критики всегда был реализм, сказки же как раз находятся на другом полюсе литературной реальности. Любопытно, что ты не упоминаешь "День рождения инфанты" и "Замечательная ракета" (мои любимые сказки) - в том плане, как по-разному расставляются акценты. "Соловей и роза" тоже прекрасная сказка, особенно самый ее финал, где студент говорит: "Вернусь я лучше к Философии". Я полагаю, что это прямо хэппи-энд:)


Ты знаешь, я думаю, что ты прав в том плане, что поверить в то, что Уайльд писал сказки легко, но я имела в виду то, что его именно как циника и гедониста представить в таком амплуа сможет не каждый. Но в Уайльде было столько всего, что я, пожалуй, смогла бы поверить и в то, что он был путешественником во времени, тем самым философом времен Др. Греции, случайно залетевшим в 19 век, и в то, что он был волшебником, владеющим тайными знаниями. Такой он был человек. Например, совпадения и параллели истории с Бози и с написанием "Портрета Дориана Грея" меня в свое время вообще поразили.

Про "День рождения Инфанты" не упомянула, потому что в этот раз не перечитывала эту сказку и не все помню о ней. Так что буду надеяться от тебя увидеть рецензию на нее))

Скажи, а в "Соловье и розе" тебе не показалось, что Уайльд таким финалом хотел показать, что сердце студента ожесточилось от предательства и равнодушия девушки и он этим "уходом в философию" как-то оградил себя от любви в жизни вообще, навсегда? Мне показалось, что там был такой мотив. Но в оригинале я эти сказки никогда не читала ( надо исправить), а то перевод дело такое.


Я, кстати еще ни разу не читал их по-русски, но сейчас как раз купил совершенно чудесное издание "Сказок" так что прочитаю - тогда и рецензию напишу. Самый финал с "уходом в философию" я думаю, просто комичен на контрасте с трагедией соловья. Жертва соловья оказывается никому не нужна - но сам-то он все же, выходит, прекраснее всех. Но и философ может быть прекрасен - если только его любовь к мудрости является подлинной:) Даже если философия и нужна не более чем роза...


Глубочайший смысл в этой сказке и такая красота и трогательность. Как песня соловья, которую Уайльд сумел изложить словами. С радостью прочту твою рецензию и про издание тоже интересно было бы послушать, я всегда в поиске качественных изданий таких великих книг для своей скромной библиотеки)


Как хорошо ты написала о "сердечной красоте" сказок Уайльда)
Его сказки - это его сердце нараспашку. Тут и поэзия и проза тепло сливаются в неком волшебстве бунта над реализмом и грубостью мира.
Обожаю его "День рождение Инфанты", "Соловья и розу" и "Мальчик-звезда".
Соловей и роза - вообще частый сюжет в поэзии и особенно поэзии Англии ( Китс, например).


да, сказки Уальда действительно не оставляют равнодушными. во взрослом возрасте их, конечно, по-другому воспринимаешь, нежели в детстве, но и в детстве они мне тоже нравились. сильное впечатление на меня произвела сказка "Мальчик-Звезда", особенно, когда на прочтение наложился фильм "Сказка о звездном мальчике "

sddefault.jpg
02:36

вот еще люди, кого сказки Оскара Уайльда не оставили равнодушными)))

maxresdefault.jpg
03:36

Как хорошо, что Вы написали о сказках Уайльда - как раз вспоминала о них недавно. Сказки конечно волшебные, на уровне лучших андерсеновских. Читала их в детстве и помню как сердце сжималось от таких несказочных историй, всегда старалась после таких невеселых мыслей отвлечься фирменным уайльдовским юмором в сказке про замечательную ракету.. И чем старше становишься, тем сильнее чувствуешь "многослойность" смысла, горькую иронию и эту вечную уайльдовскую борьбу с мельницами тотального практицизма, рационализма и логики, всех этих "трех китов" викторианского (да и его ли только?) общества. В детстве очень любила День рождение Инфанты, сейчас наверно Звездный мальчик, и наверное Счастливый принц - прям на разрыв аорты.


Спасибо) Вы тоже замечательно описали свои эмоции в отношении этих сказок, с удовольствием прочитала бы вашу рецензию на них.


И Вам спасибо. Надо ещё раз их перечитать, чтобы собраться с мыслями (которые сейчас по разным причинам в большом раздрае), у меня на очереди ещё обещанный Ходасевич.