Больше рецензий

Kaia_Aurihn

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июля 2017 г. 09:51

155

4 Если бы

Что мне нравится в Макьюэне, так это краткость. Другой затянул бы роман, насытил его событиями, встречами, людьми. А он парой глав успел обрисовать всё: 59-летнюю судью Фиону Мей, её отношения с мужем от первого свидания до разрыва и примирения, с коллегами, трудовые будни и досуг. Семью Адама Генри: общину Свидетелей Иеговы, историю родителей, чаяния и увлечения подростка. Множество частных случаев, которые упомянуты лишь мельком сами тянут на отдельную книгу, но 2 предложения - и образ готов.

Образы у этого автора вообще хорошо получаются. Характеры его персонажей настолько полны и точны, что их легко представить, вообразить вне книги, в обычной жизни. Как бы Фиона ответила на какую-то реплику? Скорее всего, предположения читателей будут очень близки. По сравнению с "Цементным садом" в этой книге ситуация более реалистична, и люди ведут себя не в пример правдоподобнее. (Хотя Адама бросает из крайности в крайность, и он проявляет то инфантилизм, то крайнюю самостоятельность).

Я вполне понимаю проблему и внутреннюю драму, которую пережила Фиона, очевидно, чем вызваны её душевные терзания. Но, мне кажется, её чувство вины раздулось на пустом месте. В смысле, этого ничего не было бы, если бы в душе у неё не было незаполненного пространства. Её гнетёт, что она не завела своих детей, ограничила свои интересы только работой и музыкой. Дополнительно опустошённость вносит разлад в семье. Будь она счастливой, её жизнь была бы так переполнена, что случай Адама Генри был бы для неё проходным эпизодом. По крайней мере, она бы точно не стала звонить и выяснять его дальнейшую судьбу.

В любом случае, ситуация разрешилась бы схожим образом. Ожидания Адама резко не совпадают с действительностью, и когда он это понял бы, предательницей опять же оказалась бы Фиона: он видит в ней одухотворённого непреклонного гуру, а она лишь пожилая женщина, достаточно сердобольная, чтобы попытаться его спасти. Внешне она похожа на борца за справедливость, но в действительности лишь прячется за буквой закона. Когда нет своих слов слов, можно опереться на чужие. А своих у неё мало: чего стоит хотя бы постоянное молчание с Джеком - ей просто нечего сказать в ответ.

Характер Фионы таков, что её просто невозможно представить другой. Она не стала бы отвечать на письма юноши, как не отвечала на остальной ворох угроз и просьб. Это не импульсивная мечтательная дама, которая приютила бы чужого ребёнка в своём доме, не продумав все последствия. И ответственности ей хватает по самую макушку на работе. Дома она беззащитная и нежная - она бы не вытерпела роли наставника.

Так что, совесть и терзания - это хорошо, но если альтернативы фактически не существовало, то к чему они? Она поступила правильно. Единственно правильно.

Благодарю Клуб тлена и безысходности
и команду "Эльфкультпросвет" (игра "Персона Грата")
за то, что сподвигли на прочтение.