Больше рецензий

Ferzik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июля 2017 г. 22:21

341

4

Борис Акунин - "Седмица Трехглазого".

Я уже смирился с тем, что Акунин отошел от детективного жанра и принялся за историю: наверное, любой творческий человек в своем развитии периодически стремится раскрыть новые грани таланта. А коли так, то каждое художественное приложение к тому проекта "История российского государства" можно воспринимать как некий довесок, который прочитал и забыл. "Седмица Трехглазого" тут не исключение. Разумеется, следить за приключениями Маркела Трехглазого увлекательно, иначе Акунин не был бы самим собой, но и только.

Заглавное произведение - не совсем роман, как указано в книге. Точнее, это сборник рассказов, описывающих жизнь одного и того же героя от подросткового возраста до почтенного семидесятилетия. Каждая глава называется днем недели, а время ее действия - примерно +10 лет от предыдущей. Однако по сюжету они определенным образом сгруппированы. Понедельник, среда и пятница так или иначе основаны на встрече героя и злодея, вторник, четверг и суббота - на небольшом детективном расследовании. В воскресенье же встречается частичка того, частичка другого плюс некое подведение итогов: как жития Маркела, так и всего сборника в целом. Ну и аминь.

В данном случае Акунин подкупает слогом, а не сюжетом. Всё-таки не зря в старых книгах о Фандорине в качестве предисловия указывались цитаты из различных отзывов, одна из которых содержала такие слова: "Будто черт какой свил гнездо свое на неутомимом пере писателя и заставляет его выписывать нечто такое, что и не видано никогда было в природе". Вот, "Седмица" читается смачно: страница летит за страницей, и на каждой можно найти что-то витиеватое, запоминающееся. Но если рассматривать сюжет(ы) отдельно, то они довольно примитивны. В противостоянии героя и злодея нет ничего хитроумного, да и оканчиваются эти редкие встречи практически одинаково. А сыск, учиняемый Маркелом, недостаточно головоломен. Взять хоть для примера вторничную главу: это настоящий детектив в историческом антураже. Причем всё как по учебнику: убийство в некоем доме, круг подозреваемых четко очерчен семьей, там проживающей. Внутреннее убранство неказисто, но очень уютно; это всегда подкупает. Герои живые, а Маркел, тогда еще двадцатилетний ярыжка, искренне переживает за дело и роет землю за правду, от души. Но несколько сочных деталей, которые могли бы стать ключами к разгадке - и всё вхолостую. Личность убийцы если и неожиданна, то только по авторскому замыслу (догадаться, конечно, нетрудно), а объяснений, как на нее вышли, и вовсе нет. Цельность сюжета отдельно взятой главы сразу тускнеет. Да и другие расследования будто бы под стать этому: в четверг дело хоть и государственной важности, а банальщина банальщиной, суббота же неожиданностью вообще не балует.

Также в книге имеется небольшое дополнение в виде пьесы "Убить змееныша". На мой взгляд - пьеса ни о чем. Первое действие просто скучное, во втором какое-то развитие имеется, но лично я такой спектакль вряд ли захотел бы смотреть. Уж лучше кто-нибудь поставил бы приложение из фадоринского романа "Весь мир театр" про японских гейш и наемных убийц. Там и сюжет, и необычный антураж. "Убить змееныша" же скорее представляет собой рассуждения автора о том, как следует развивать государство (там хоть и про допетровские времена, но к современности тоже ход мыслей подойдет). Однако человек разумный, как мне кажется, до подобных тезисов и своим умом легко додумается. Ну а что вышло из предложенных Акуниным реформ - знатоки истории и сами сравнят, остальным же не знаю, насколько будет интересно.