Больше рецензий

18 июля 2017 г. 18:45

3K

5 Макки: голливудский гуру сценаристики

Помните фильм "Адаптация" с Николасом Кейджем в главной роли? Там Кейдж играет ипохондричного сценариста Чарли Кауфмана, который переживает затяжной творческий кризис, не может написать ни буквы, ни строчки. После долгих бесплодных часов, проведенных перед печатной машинкой (или ноутбуком? О где ты, память?!) Кауфман приходит за вдохновением на семинар для сценаристов. И семинар этот ведет никто иной, как сам Роберт Макки, автор «Истории на миллион долларов...» (и ряда других учебных пособий по сценарному мастерству). Так, благодаря этому фильму я и узнала, о том, кто такой Макки и что он авторитетная персона из мира киноиндустрии. Занимается он, стоит заметить, исключительно теорией сценарного мастерства, т.е. сам авторв написании «историй на миллион долларов» замечен не был. Но, тем не менее, факт этот не помешал Макки стать признанным гуру сценарного дела.

Чего-то совершенно нового, чего бы я не знала до прочтения этой книги, Макки мне не поведал. Но, тем не менее, есть пару вещей, за что я могу сказать ему спасибо. Например, раньше я в несколько смутных очертаниях представляла, чем отличаются драматургический, кинодраматургический и прозаический текст с точки зрения сюжетостроения и выражения конфликта истории. Теперь же мне все ясно и понятно. Спасибо, Роберт!

В «Истории на …» Макки простым и доходчивым языком (в стиле американских учебников) рассказывает из каких компонентов состоит успешный и качественный киносценарий. Критерий успешности Голливуда всем известен - кассовый сбор. Этим, в какой-то степени, и объясняется, почему Макки делает акцент именно на фильмах с архисюжетом, т.е. на жанровом кино. О мини-сюжете и антисюжете, которые лежат в основе артхаусного кино, он говорит лишь мимолётом, мимоходом.
Формулу успешного сценария (заметьте: сценария, а не фильма!) Макки выводит, анализируя киношедевры XX века и опираясь на постулаты аристотелевской «Поэтики».
Несомненный плюс книги в том, что Макки дает по-дро-бный обзор всех этапов сюжетного развития истории; и делает он это кропотливо, но без профессорского занудства.

А еще автор не забывает напоминать читателям о том, что написание сценария – это процесс трудоёмкий, долгий, изматывающий (всё, как и показано в «Адаптации»). Написать хороший сценарий, считает Макки, намного сложнее, чем написать хороший роман. Инструментарий писателя разнообразен, у него нет никаких ограничений в плане повествовательных техник (если только он сам себе их не установит). А вот сценарист не может себе позволить «разбрасываться словами»; реплики героев не должны превращаться в грузные монологи, потому что фильм – это не театральная постановка: фильм смотрят, а не слушают. Задача сценариста – создать мощный, интересный, острый конфликт. Иными словами, сценарист созидает семя, из которого режиссер взрастит будущий фильм.

В общем, так. Если ваша заветная мечта – писать сценарии – несомненно читайте эту книгу. Под ее обложкой Макки собрал для вас всю необходимую теорию и техники по созданию кинодраматургических текстов. Плюс ко всему, книга ооочень вдохновляюще написана, по-голливудски!

И даже если в ваши жизненные планы не входит придумать крутую киноисторию – все равно читайте "История на миллион...". Вот представьте, что раньше вы видели часы только снаружи, а Макки дает вам возможность заглянуть внутрь часового механизма и понять, как рождается время. В смысле, как и из чего рождается фильм. К тому, же несомненно, что книга поможет вам «прокачать» свои "зрительские skills": из кинозрителя-любителя сделает вас кинозрителем-профессионалом.

И напоследок. Совет для тех, кто решил прочитать «Историю на миллион…».
В книге Макки довольно часто ссылается на «Поэтику» Аристотеля и неоднократно обращается к сюжетам культовых фильмов 20 века: «Китайский квартал» Полански и «Касабланка» Кертиса. Поэтому если вы вдруг не знакомы с этими своего рода pieces de resistance данного учебного пособия - прочитайте, посмотрите, иначе на некоторых страницах на вас может напасть зевота.