Больше рецензий

winpoo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июля 2017 г. 14:41

495

3.5

Ну… как вам сказать… Прочитать это можно. Будет ли интересно? – Не особенно. Отличается ли эта книга чем-то от других детективов? – Практически, нет. Стоит ли тратить на нее драгоценное читательское время? – Вряд ли.

Что мы имеем? Да все, чего изволите! - Почти весь «джентльменский набор» современной литературы: мужественного и превозмогающего полученную в борьбе с преступностью травму полицейского (он верен своему долгу и своей любви); любопытную и, конечно же, незаменимую «журналюгу», всегда оказывающуюся там, где нужно; женщин и мужчин, в разной степени счастливых в браке; патологию в виде мутизма (сегодня без этого никак нельзя); насилие в семье; разлученных брата и сестру; подвергающегося школьной травле на почве этнической нетолерантности талантливого подростка (и обязательно с физическим дефектом, чтобы жалостливее было); церковных педофилов; тяжелое детство приемных детей; природный катаклизм, осложняющий последний решительный бой. Разве только плохого полицейского не хватает - здесь все, как один, борются за правду, как говорится, «не жалея живота своего»! Если я что-то пропустила, думаю, это с легкостью отыщется в книге. Автор выстрелил во все мишени. Даже название («Jenta som sluttet å snakke» - не коммерческий ход издательства!) отсылает нас к великой саге Стига Ларссона о девушке, играющей со спичками, имеющей татуировку и пр. При такой массированной атаке хоть куда-то можно обязательно попасть! Но почему-то не попало.

Что мы чувствуем? Сначала любопытство: все-таки Норвегия, фьорды, холод, маленькая деревушка, где все друг друга знают, но в то же время индифферентны по отношению друг к другу. Потом удивление: читательские часы тикают, а расследование буксует, хотя и выкидывает понемногу факты и детали, как море выносит всякий мусор на берег: подробности смерти проповедника и его дочери, отношения в семьях героев и пр. Автор пытается увести нас по ложному следу (музыкант, массирующий плечи юной пианистке; смерть невротичного друга невротичной же жертвы; сбивший на автомобиле ребенка и скрывшийся с места разоблачения судовладелец…), но без особого успеха, поскольку на роль преступника сразу претендует всего пара плохих парней, так что интрига как-то сразу не срабатывает. Дальше – усталость: автор в самый острый момент переключается на ураган и рефлексии героев, словно бы специально отсрочивая развязку, когда читателя уже интересует только финал. Пока Карcтен борется с ураганом и собой на мосту, читатель думает о том, как скоро все это закончится. Ну, и наконец – героическая схватка в конце, которая расставляет все точки над «i», к моменту которой читатель уже выдохся.

В общем, прочиталось и забылось. Сопереживать и размышлять здесь не о чем – все однозначно и заранее покрашено в предупреждающие социальные цвета.