Больше рецензий

kassiopeya007

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 июля 2017 г. 09:17

722

3 Как писать выдающиеся тексты: вырежь из книги «Автор, ножницы, бумага» всё лишнее

Журналист и редактор Николай Кононов написал книгу с лаконичным и привлекающим внимание названием «Автор, ножницы, бумага». Название есть, предисловие также вдохновляет на прочтение, а вот сама книга — так себе, потому что, увы и ах, в двести с лишним страниц автор пытается впихнуть всё, что только можно: как писать пост, длинный текст, короткий текст, интервью, документалистику, колонку, лонгрид, питч, деловое письмо, статью и прочее-прочее всевозможное, состоящее из букв. Однако в книге есть и плюсы: читайте далее, чтобы о них узнать.

14-ступенчатая лесенка Эшера

За основу текста Кононов берет 14 глав или, как он их называет, 14 ступенек, которые являются его лично разработанной лестницей-методикой писательского мастерства.

Но в данном случае срабатывает не приём подняться наверх с пользой, а приём — пробежать лестницу быстренько, не оглядываясь: только начал раскачиваться и углубляться в текст, как оп — глава закончилась. Некоторые жаждущие и вовсе любят перескакивать через ступеньки, применяя методику скорочтения, — в данной книге это приветствуется, некоторые главы-ступеньки не имеют никакой ценности, например, та, что про описание героя, или та, что про личный стиль и способ его выработки.

Самое большое НО — главы получаются настолько разнокалиберными, что непонятно, для кого книга написана. Судя по тому, что много внимания уделено редакторской деятельности, то — для редакторов. С другой стороны здесь множество примеров статей, заголовков, подзаголовков, интервью — значит для журналистов? В предисловии Кононов говорит, что книга подойдет всем, кто пишет: и ученым, и редакторам, и копирайтерам, и менеджерам. Но на деле интересна и полезна ли она им полностью? Скорее нет, чем да.

Вот и получается лесенка Эшера, по которой взбираешься и ходишь по кругу, не понимая, почему вообще сюда попал. Подзаголовок на обложке книги обещает быстро писать впечатляющие тексты. На деле «Автор, ножницы, бумага» — всего лишь конспект журналистского и редакторского опыта Кононова, смешанный с советами для человека пишущего, которые он позаимствовал из других книг (например, из «Истории на миллион долларов» Макки).

Название — 80% успеха, или как продать историю читателю

Ближе к концу, в тринадцатой главе Николай Кононов раскрывает всю суть своего текста. Он говорит о том, что название/заголовок статьи, книги и пр., а также первый абзац текста играют самую важную роль — именно они продают. По сути произведение «Автор, ножницы, бумага» построено по той же структуре.

Завлечь легко, а очаровать — уже труднее. Кононов пытается очаровывать и в середине текста, приводя примеры из своей успешной деятельности, например, из интервью с Дуровым, попросту пиаря свою книгу «Код Дурова». Он также вставляет для красного словца и в качестве отличных примеров большие отрывки текста из Довлатова, Коваля, Рубиной — пусть авторы говорят сами за себя. Но прикрываться именами авторов и цитировать их — разные вещи.

А где же камень?

Всё-таки на пути писателя Кононов в своей книге «Автор, ножницы, бумага» изымает камень преткновения (и даже не один, а целых два) каждого пишущего — очень подробно и со всей проработанностью темы он останавливается на том:

— о чем же писать,
— как собирать материал.

Кононов говорит, что тему выбрать проще простого. Для этого нужно писать о том, что знаешь лучше всего, что пережил и переосмыслил, что горит в сердце. Если же личного опыта нет, то ничего страшного, можно найти яркого героя, яркое явление, которые резонируют с эпохой и проблемами людей, не оставляют и вас равнодушными.

Затем тему нужно сформулировать в одном-двух предложениях и поспрашивать друзей/знакомых, интересно ли будет прочитать текст на подобную тематику. Метод опроса на практике работает лучше всего, а вот в теории успешный текст должен:

— сообщать что-то важное,
— или нетривиально объяснять важные процессы,
— или быть остро полезным,
— или обосновывать что-то новое и давать этому имя,
— или рассказывать историю яркого героя.

Сбор и осмысление материала также происходит весьма интересным способом. Для этого нужно:

1) Составить карту и отметить на ней слепые зоны (места, в которых вы недостаточно разобрались). Прежде чем отмечать — погуглите, Интернет знает многое.

2) «Включить доктора Хауса» и отбрасывать все истории, где люди врут. Помнить — врут все, ложь можно проверить через другие источники.

3) Опросить самый важный источник информации — демиурга (главного героя). Нужно разговаривать с ним, много, особенно в неудобной обстановке, он так лучше раскрывается.

4) Составить список свидетелей и поговорить с ними. Важно понимать, чем каждый свидетель важен для вас и какую важную информацию о демиурге он может дать.

5) Получить мнение экспертов в том или ином вопросе, если не можете нагуглить важную информацию. Эксперты важны и злые, и добрые.

6) Тщательно готовиться к интервью (Как? Расскажет Кононов).

7) Всегда носить с собой блокнот и записывать СРАЗУ любую мысль и деталь, потом выветрится, а благодаря блокноту сохранится и может пригодиться при написании текста.

Пиши, режь, склеивай

По сути «Автор, ножницы, бумага» не даст вам единого способа, как писать. Произведение может вас лишь направить, показать точки опоры, помочь сформулировать свою цель и очертить первые шаги, далее — свободное плавание.

Кононов произносит еще одну сильную мысль — редактура текста также сильно важна, как и его написание. Пишите что душе угодно, бойтесь, но пишите, затем сможете отредактировать, почистить текст, вырезать всё лишнее.

Из книги Кононова каждый также может вырезать всё лишнее и из остатков составить для себя пособие, которое будет полезно только ему. По сути редактор книги так и делает — вынося важные мысли и то, как надо и как не надо делать, в конце каждой главы.

Но поскольку профессий много, а книга одна, каждый читатель сам может стать редактором и вырезать главные мысли, подходящие под его цель. А цель может быть любой: написать художественный роман, сотворить статью за 45 минут до сдачи номера, взять интервью, попросить денег для стартапа и написать деловое письмо, в конце концов — создать пост или картинку с взрывающей соцсети подписью.

Именно для этого перед вами «Автор, ножницы, бумага». Воспринимайте название буквально: режьте текст, выуживая ценные знания для своей авторской цели.

Источник