Больше рецензий

13 июля 2017 г. 09:14

299

4.5

Книги Евгении Александровой «Проклятый капитан: Сковать шторм» и «Проклятый капитан: Колдовской знак» лучше рассматривать как один роман, произвольно разбитый автором на два тома. Первая часть сюжетно не завершена, поднятые в ней конфликты разрешаются лишь во второй части, да и то не все. Некоторые линии остаются открыты, и это дает надежду на продолжение.

Хотя, как можно догадаться по названию, главное действующее лицо всей саги – Алекс, тот самый проклятый капитан, повествование ведется попеременно от лица нескольких персонажей, у каждого из которых прописана своя сюжетная линия. Эти линии достаточно плотно переплетены, но при этом самостоятельны. Это не герой и его команда «на подхвате», это сложное взаимодействие нескольких судеб. Взаимодействие, рождающее новые конфликты и развивающее характеры. Не часто сегодня встретишь не линейный, усложняющийся и многоуровневый сюжет.

Еще одна приятная особенность: богатый, тщательно продуманный бэк всех без исключения героев. Их истории тянутся далеко в прошлое, проблемы, которые решают герои, берут свое начало там. Это придает роману глубину и объем. Чувствуется, что эти два тома – лишь фрагмент гораздо большего мира, небольшой отрезок на его временной шкале. Веришь, что этот мир жил до описываемых в романе событий, и будет жить после.

Итак, история начинает с проклятого капитана Алекса, его таинственного происхождения, которое гнетет и мучает героя на протяжении всего повествования, и ответственного правительственного поручения: выступить послом и шпионом, отправившись в соседнюю, не самую дружественную страну с посреднической миссией.

Алекс становится разменной пешкой в большой политической игре. Его цинично используют. При любом исходе миссии король либо получит некоторые преференции и информацию, либо избавится от нелояльного подданного. Миссия тем более щекотливая, что при дворе недружественного государства Алекс имеет близкие связи не абы с кем, а с самой императрицей, и это действительно ну очень близкие связи. Фактически, король ставит Алекса – бывшего боевого офицера – перед выбором, верность стране или любимой женщине.

В довесок капитану навязывают матроса, и это второе ключевое действующее лицо романа со своей самостоятельной сюжетной линией. Конечно же, Эрик – не просто матрос, а соглядатай за капитаном. Впрочем, соглядатай не добровольный. На борт «Ясного» Эрик поднимается под угрозой смерти, и смерть эта не иллюзорна, от нее нельзя убежать, она вытатуирована у него на плече колдовским знаком, и время, отведенное Эрику на выполнение его миссии, очень ограничено. В одной уже этой ситуации заложен глубочайший конфликт, но отдельную интригу романа составляет развитие отношений между Эриком и капитаном, который конечно же прекрасно понимает, что за матроса подсунули ему на судно. Следить за этой линией – одно удовольствие. Два ярких, живых и абсолютно полярных характера постоянно сталкиваются, но одновременно тянутся друг к другу, как и положено противоположностям.

Еще одной головной болью капитана становится новый юнга, Дженел, а вернее – Джейна, девушка, бежавшая из дома на поиски матери, и выдающая себя за мужчину. Это снова ключевой персонаж, и хотя Джейна играет важную роль в финале, она показалась мне слабо прописанной, вспомогательной фигурой. У девушки нет по-настоящему веского повода, чтобы сбегать из дома, либо он подан не достаточно убедительно. В итоге отношение к ней изначально складывается как к приблажной девчонке без царя в голове. Когда личный квест Джейны завершается, она окончательно превращается в персонажа, помогающего полнее раскрыть характеры Алекса и Эрика. Функция важная, но не самостоятельная. В отношениях Джейны и Алекса с самого начала нет никакой интриги, так что и эта линия также не вызывает особого интереса, она предсказуема от и до.

И, наконец, юная императрица Талира, получившая свой голос, ставшая одним из фокальных персонажей, лишь во втором томе, но с самого начала проявившая себя яркой, сложной фигурой. Возлюбленная Алекса, она оказывается в ситуации еще более безвыходной, чем Эрик со своим «тикающим» на плече колдовским знаком. Эрик хотя бы знает, какой ему отведен срок, Талира же может погибнуть в любую секунду. Юная девушка, она казалась баловнем судьбы, пока ее муж, император, не умер. И с его смертью Талира остается в очень щекотливом положении. Не успев обзавестись ребенком, она остается императрицей лишь до совершеннолетия наследника, сына императора от предыдущего брака. До совершеннолетия остается не так уж и долго ждать, а наследник в нетерпении уже показывает зубы, и можно догадаться, что ждет мачеху, когда пасынок, наконец, дорвется до власти.

Рассчитывать на Алекса, к которому Талира действительно не ровно дышит, она не может. Алекс со свойственным ему благородством и наивностью предлагает Талире, жене императора не самой дружественной страны, бежать с ним от мужа, да не куда-нибудь, а в ту самую не самую дружественную страну. Драма похлеще, чем любовь между детьми Монтекки и Капулетти. Там родители хотя бы любили своих чад, а тут читатель с первых же глав понимает, как относится король к одному из самых верных своих подданных. Если уж Алекс стал пешкой, которой не жалко пожертвовать, не сложно догадаться, какая участь ждала бы Талиру.

После того, как Алекс гордо отвергает действительно щедрое и великодушное предложение остаться с Талирой в ее стране, юная императрица остается совсем одна. В отличие от Алекса, у нее нет друзей, на которых она могла бы положиться. Ее новый любовник просто использует ее, и Талира прекрасно понимает это. Единственный шанс императрицы удержаться на троне и сохранить свою жизнь и свободу – маленькая победоносная война и всенародная любовь и поддержка в итоге.

Талира – персонаж, получивший в романе наибольшее развитие, правдивый и убедительный. Несмотря на то, что ей уделено сравнительно мало текстового пространства, это неизменно сильные, эмоционально-насыщенные сцены, а финальная сцена на площади – развязка сюжетной линии Алекс/Талира – бьет по напряжению развязку всего романа. Именно на площади, в виду виселиц, сходятся все самые главные линии: Алекс и Джейн, Алекс и Талира, дружба, предательство, долг, честь, жизнь и любовь. Шикарная, прекрасно прописанная сцена, объединившая все мотивы обеих книг.

Помимо обозначенных персонажей в романе задействовано множество второстепенных героев, обозначенных так же ярко и выпукло. Команда «Ясного» и даже сам корабль – все это живые, дышащие образы. Чувствуется любовь автора к морской тематики и знание реалий. Язык книги, сам по себе образный и богатый, радует красочными сравнениями и метафорами, где морская тематика раскрывается еще глубже. Роман пропитан любовью к морю, и со страниц его веет свежим соленым бризом.

Другие рецензии