Больше рецензий

8 июля 2017 г. 16:00

1K

2 Пренебрежение смыслом, стилем, идеей

картинка ksushinatr

«Бабушки» – это сборник рассказов от лауреата Нобелевской премии, полученной «За исполненное скепсиса, страсти и провидческой силы постижение опыта женщин». Может быть эта формулировка верна для каких-то романов? Или для других рассказов Дорис Лессинг? Но конкретно в этом сборники «провидческой силы постижения опыта женщины» я не уловила.

Не знаю, считать это плюсом или минусом, но все четыре рассказа, собранные под обложкой «Бабушек» абсолютно разные (наверное, привычка к единой идее осталась у меня ещё с времён прочтения классической литературы, вроде «Тёмных аллей» Бунина). Стоит отметить, что читается всё достаточно легко, но лично для меня повествование автора показалось рубленным, смутным, сухим, а в некоторых моментах попросту оборванном на полуслове.

«Бабушки» – первый рассказ из сборника. Вроде бы должно было быть повествование о трудных взаимоотношениях сыновей и матерей, раскрытие их драмы. А его не случилось: всё подано со странной лёгкостью, будто бы всё, что происходит – в порядке вещей. Хотя все (в том числе и герои) понимают, что это не так. Финал – узнавание тайны. А дальше что?

«Виктория и Стэйнви» – рассказ номер два. По сути история даже не про чернокожую Викторию, а больше про её дочь, рождённую от белого и про то, как вторая семью относится к своей дочери/внучке. Опять же, рассказ оборван на полуслове, будто не доведён до логического завершения.

«Почему так» – кажется здесь автор пыталась создать что-то в духе нравоучения. С этим рассказом всё шло гораздо сложнее, чем с другими тремя, хотя бы потому, что было необходимо вникнуть в другой мир затерянной некогда цивилизации (это бывает интересно в рамках романа, но когда повествование тянется всего 100 страниц… сомнительно). Хотя, как раз здесь и виден посыл: не забывай свои корни, помни о хорошем, что было в прошлом.

«Дитя любви» – с главным героем здесь происходят какие-то странные метаморфозы: то он образованный глубоко мыслящий солдат, способный снести тяготы военного ожидания и скуки, то он запуганный мальчик, дрожащий от звуков прилива. Смысла в рассказе – ноль. Герой и героиня абсолютно картонные. Да ещё и события загнаны в рамки военного времени, которое выбрано непонятно зачем, ведь атмосфера не передаётся.

Общий итог: читается легко, но зачем?

Instagram