Больше рецензий

7 июля 2017 г. 13:05

326

4.5

Книга, конечно, не о том, как немцы и японцы победили во 2МВ и что из этого вышло. Филип Киндред Дик откровенно и недвусмысленно использует эту историю в качестве фона. Фон получился достаточно завлекательным и интересным, хотя и не без недостатков (слишком рано наступившая геронтократия в Рейхе, не слишком-то аутентичные японцы), но вся история - точнее, события книги, могла произойти и на другом фоне, каким бы странным не показалось это утверждение.

Как только понимаешь, что главное в книге - не событийный ряд, не сюжет (да и есть ли здесь вообще сюжет?), тогда начинает цеплять по-настоящему. Интриги вокруг Третьей мировой не очень-то важны - точнее, не более важны, чем, например, попытки одного из героев сохранить свой антикварный бизнес. Апогеем происходящего совершенно неожиданно выступили посиделки японского чиновника, пробующего на зуб (во всех смыслах) непримечательную булавку, и его раздумья на тему ее сущности. Дик удачно смешивает буддизм для чайников, сумеречных германских философов и будни политического триллера, создавая какую-то новую аниму, дать которой описание или вычленить - задача не для здоровых умов. (Лично меня заинтересовали рассуждения по поводу нацизма - не конкретного исторического режима, а скорее некоей космической философии с откровенно запредельными, за краем добра и зла, целями.)

Опорой романа выступает И Цзин , одержимость которым многих (чуть ли не всех) персонажей одновременно бесила и забавляла - возможно, я бы понял больше и почувствовал бы лучше, если б был знаком с этой книгой. Однако если попытаться посмотреть как бы изнутри книги, как бы встать на место автора, все эти пляски вокруг гексаграмм и даже финальная ослиная упертость героини (которая, впрочем, кажется, не вполне вменяема) выглядят вполне логично, даже несмотря на совершенную смехотворность и откровенную нереальность псевдоисторических выкладок титульного высокозамкового человека в его книге про саранчу - Дик сам пару раз иронизирует над всеми этими британскими империями от края до края и пакс американа.

В итоге получилась очень необычная фантастика (хотя что у Дика вообще было обычного?), прикидывающаяся обычной альтернативкой, с множеством входов и выходов, позволяющих формировать оригинальный текст по своему желанию, образу и подобию, и воспринимать его насколько хватит воображения, эрудиции и безумия. Финальный конструкт скорее читательский, чем авторский - ну да в этом и мастерство Дика.

Комментарии


Захотелось перечитать. Ничего уже не помню, кроме гексограмм и накатывающих на героев впечатлений.


Значит, ты помнишь все самое важное.


Аналогично - захотелось перечитать. А заодно ещё и "Убик".
С И Цзин я неплохо знакома, но не скажу, что это сильно облегчило понимание во время чтения. Дик умеет при желании напустить тумана и создать сложные многослойные ситуации. Получается такой роман-конструктор. По поводу финала у меня, помню, было много вопросов.


Убик я тоже как-нибудь прочитаю. Что касается концовки - то она странная, только если воспринимать весь роман в рамках формата. Поскольку на самом деле формат этот кажущийся, то концовка могла быть любая - эта ни чем не хуже. Лично меня скорее напрягло, зачем Джо вообще взял с собой Джулианну. Неужели в СС нет агентесс-провокатёр нужного типа?


Да, пожалуй. В данном случае нет и не может быть какого-то одного правильного финала.
Джулианна меня, если честно, вообще раздражала.


Долбанутая она потому что - это хорошо показывает ее поведение после того, как она резанула Джо (Блейк?). Мнение мое, конечно, профанное, но нормальные люди ведут себя в таких обстоятельствах все-таки по-другому.


Книга, конечно, не о том, как немцы и японцы победили во 2МВ и что из этого вышло.

Вот только до меня это дошло где-то на второй трети книги. И после этого ещё говорят, что нужно бросать на первых страницах, если не нравится. Бросила — так бы осталась в недоумении, с какой стати у этих вариации на тему пастора Шлага столько почитателей.

И да, читательский конструкт получается интересный: сижу сейчас и прилаживаю друг к другу сцену с треугольником в парке и финальную матрешку книги о книге, которая не книга.


Ну, Дик такой Дик :)