Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 июля 2017 г. 01:13

342

3

Прочитала еще одну книжку, определилась с автором. )) Мне нравится как она пишет... но не что. Этот тонкий изящный стиль, красивые образы, интересные наблюдения и замечания... Но касательно сюжета, персонажей и прочего - это что попало. ))) Плюс котики. )))
Сюжет: Галка Исаева, столичная бизнесвумен слегка за тридцать, нашла любовь всей своей жизни в образе слесаря-сантехника Олега Сысоева. (Вам показалось, что это зеркалка со слесаря Гоши? Угу, мне тоже показалось )) ) К сожалению, он из большой семейки с большими закидонами, да еще и из самой глубокой провинциальной дыры. И родственники жениха имеют наглость не одобрять невесту и вообще желают, чтобы свадьба расстроилась. Но Исаева привыкла всегда и любой ценой получать желаемое. Если надо приехать на идиотский семейный ужин-ритуал, она приедет. Для поддержки Исаева приглашает подругу Сашу Стриж. Саша - тонко чувствующая интеллигентная девушка с тяжелым детством (да-да, чисто клон героини из предыдущей прочитанной книжки). А та для поддержки приглашает своего бой-френда, частного детектива Макара Илюшина. Который для поддержки приглашает своего напарника Бабкина. Ужин происходит абсолютно ожидаемо - с подколками, пьяными выходками и прочим. Но события перехлестывают через край, когда обнаруживается труп зловредной старушки Елизаветы - присутствующей на ритуальном ужине в качестве представителя семейных старейшин. По канонам классического детектива, у всех присутствующих имеется какой-никакой мотив для убийства и не имеется никакого алиби. По канонам обещанного в аннотации сюра, абсурда и черного юмора персонажи начинают вытворять всякие глупости, что дополнительно запутывает всю картину.
(противным голосом) В двух словах главную линию этого опуса можно выразить так - компания продвинутых современных молодых людей из столицы вынуждена приехать в провинциальную дыру (за МКАДом жизни нет, угу), где проживают тупые жлобы, алкаши, завистливые нищеброды, не имеющие понятия о культурных ценностях - в общем, быдло - и героически выдерживать нахождение среди этого быдла. Здесь даже дети такие тупые и страшные, что приехавшие выпускники педагогических вузов сходят с ума и превращаются в бомжей. Здесь все слушают блатной шансон. Здесь даже такая темнота, что не делают пиццу и гамбургеры, а тупо едят борщ и пироги. Ну что это за жизнь.
Не знаю, как там автор воспринимает, а лично для меня главные действующие лица выглядят на редкость отвратными. Исаева стервозная. Тонко чувствующая Саша - сначала мекает, как овца, когда на ее глазах Исаева перетаскивает труп. Попустительство. Потом вообще при приезде милиции объявляет себя убийцей! чтобы спасти Исаеву! феерическая дура. Дальше в сюжете толку от нее вообще никакого. Кстати, вот такая фигня и происходит с тонко чувствующими интеллигентными девами у отечественных авторов. Она, видите ли, настолько тонко чувствует, что ей тяжко находится среди вульгарных и пьяных типов... ах, там косметика слишком заметная... Но если подружка прячет труп - тут тонкая чувствительность не мешает. Ничего так, можно выдержать. Подумаешь, старушонка какая-то. ))
Частные детектив Макар - самый тяжелый случай. Я понимаю, что автор его раздула до уровня Мэри-Сью... то есть, Марти... Он и красавец, он и супер-сыщик, он легким движением руки вырубает бугаев-боксеров... и вообще, взглядом на охоте убивает кабана (с)... Чтобы подкрепить эту дивную картину, периодически какие-нибудь персонажи по воле автора начинают восклицать, вслух или про себя - ах, как он только догадался! да от него ничего не скроешь! о, он такой крутой, что просто невыносимо с ним рядом находиться! Становится неловко, поскольку все это одни восклицания, а фактически супер-сыщик себя никак не проявил. В результате убийство раскрывает хозяйский кот. Смешно. ))
Кроме того, Макар ведет себя не как взрослый человек, а как нагловатый подросток из обеспеченной семьи, с претензиями на свою значимость. Он, видите ли, издевается (авторское определение!) над всеми подряд. Провинциалами, конечно, большей частью. Которые даже не понимают, чего он несет. Ну, я тоже не понимаю. Это все настолько беспомощно выглядит со стороны (если кто не упивается таким блестящим персонажем), что обратно становится неловко. )) Ну вот представьте себе, что это буквально выглядит так - к вам на семейный торжественный ужин приходит гость, которого вы первый раз видите, вы спрашиваете "не налить ли вам борща", а он этак иронично заламывает бровь и восклицает "хруща!" Хозяйка, проявляя вежливость, после паузы, спрашивает "тогда, может, салата?", а он в ответ - "палата! номер шесть!" Да, вот именно такое впечатление производят все потуги на иронию со стороны Макара.
Вдруг подумалось - вот, скажем, если вспомнить из классического детектива лорда Питера Уимзи, который тоже на протяжении всего расследования болтал со всеми встречными, обильно цитируя древних философов и прочее в том же духе... Но там все выглядело так, что лорд Питер мило дает понять собеседнику, что - вы же меня понимаете, и этим как бы поднимает собеседника до своего уровня... вызывая у окружающих теплые чувства и желание помочь... А здесь детектив отечественного розлива несет всякую чушь - но иронично - отчетливо давая понять собеседнику, что - ты же все равно тупой, ты даже не поймешь, что я говорю, ха-ха. Да уж, обхохочешься. ))
Относительно "что попало" - автор по ходу пьесы меняет характеристики персонажей. Вот, к примеру, Нина Сысоева - в начале заявлена, как этакая домашняя тиранша и прижимистая держиморда, с неприязнью относящаяся ко всем вокруг. Потом внезапно она становится крепкой женщиной, соль земли, широта души... Что ли по автору это выглядит, как раскрытие образа? Что-то я сомневаюсь. Поскольку это сама же автор ее вначале так и представила, открытым текстом.
Автор пишет кучу событий, но не сводит их в одну систему... Э... как сказать... Ну, вот, например, с этим дурацким расследованием -

спойлер

дорасследовались и выяснили, что Петр и Григорий видели, как Ритка затаскивает труп старушки на навес. Из-за чего они решили, что это она и убила старушку, и принялись ее выгораживать, заявив следователю, что это они убили. Замечательно. Вот только в начале, описывая безумный ужин у Сысоевых, автор сама указала, что именно Григорий, опираясь на навес во время своих пьяных речей, его опрокинул, в результате чего труп старушки и упал перед всеми. Ну и? Если Григорий уже знал, что там лежит труп, и если они решили выгораживать Ритку, зачем ему трясти навес? Фигня какая-то.
Я уж не говорю про элементарное - супер-сыщик тратит время, чтобы хитро и тонко выяснить у всех подряд, кто когда куда ушел, кто кого видел, во сколько минут. При этом никто даже не задумывается прояснить момент, где изначально обнаружили труп старушки, и осмотреть это место! Хотя уж это им можно было выяснить сразу у дуры Саши. А по автору там еще остались все следы преступления, то есть, механизм ловушки, при виде которого любой сразу догадается, как все произошло и т.д. Так если бы они сразу осмотрели это место - как и положено - то раскрыли бы все гораздо быстрее. Но супер-сыщики не идут простыми путями, видимо, так. )) К слову сказать, когда дура Саша и Исаева бегали вокруг трупа старушки, они почему-то никак не наткнулись на этот механизм и его не обнаружили. Да что там - приехавшая милиция обнаружила гномика, орудие преступления, после чего сразу прозрела, что на нем следы пальцев Исаевой (без экспертного исследования, ага, силой мысли), но не обнаружила механизма ловушки! Который в финале таки обнаружился! Этот механизм у автора самопоявляющийся-самоисчезающий что ли? )) Феерия.
свернуть


"Почему хороший и плохой человек всегда легче договорятся, чем два хороших, но не похожих друг на друга?"
***
"Если на кого угодно посмотреть с чужой колокольни, ничего хорошего в нем не обнаружится. С колокольни сверху все как маленькие противные червяки. Ты сначала слезь с нее, встань рядышком на травке, вглядись как следует, а потом уже суди."
***
"Но если подумать, этому факту наверняка найдется объяснение. Иногда не нужно даже искать его: достаточно понимать, что оно существует."
***
"Истина никогда не работает, как маховик времени. Нельзя, узнав правду, перевести стрелки событий назад и отменить уже свершившееся."
***
"Он прославился на всю школу, когда в сочинении по Тургеневу написал, что барыня утопила Герасима, причем с братской фамильярностью обозвал ее Муму. "Постмодерн", - выразилась училка непонятно. А за сочинение все равно влепила двойку. "Выругалась, значит", - понял Валера и с тех пор иногда, когда положение требовало крепкого словца, бранился: "Позмодерном тебя!" То есть вроде как дихлофосом, но изысканнее."
***
"А как тебя можно было бы усовершенствовать! Кнопку отключения звука добавить дистанционную - и все! Не человек, а мечта!"