Больше рецензий

SvetaYa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июля 2017 г. 15:29

139

4.5

Вот уже второй раз меня поражает эта уникальная способность Набокова создавать бесконечно омерзительных главных героев, но при этом не отталкивать читателя от книги, а наоборот влюблять его в повествование.

Камера обскура, казалось бы обычная мелодраматическая история, с типичным сериальным сюжетом. И всё бы было скучно, если бы не потрясающий слог автора. Для меня Набоков гений пера, начиная читать его книгу, я не могу оторваться от нее до последней страницы, она увлекает и овладевает всеми твоими мыслями, как бы ни был неприятен психологически сюжет. Так было сначала с «Лолитой», теперь, то же самое повторилось с этим романом.

Ка́мера-обску́ра (лат. camera obscūra — «тёмная комната») — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. (с) Википедия

Аналог этого устройства используется в кино- и фотосъемке, в романе сюжет закольцовывается на кинематографе, поскольку на многие поступки любовницу главного героя, как раз толкает любовь к кино. Но Набоков вложил в название и более метафорический смысл, так же, как камера-обскура переворачивает изображение на своём экране, 16-летняя Магда перевернула жизнь Кречмара своим появлением. Лодка тихого, семейного счастья разбивается о страстную красоту молодой разлучницы, а череда последующих событий ведет к неминуемой катастрофе в конце.

И если в «Лолите», главный герой и его нимфетка раздражали лишь как собирательные образы, каких-то вероятно существующих где-то людей, но непересекающихся в реальной, повседневной жизни. То люди подобные искусствоведу Кречмару, его маленькой потаскушке и терпеливой жене, встречаются сплошь и рядом, и от этого повествование принимает какой-то угнетающий, злободневный характер. Так история 20-30ых годов прошлого столетия, будет актуальна еще много лет, покуда существуют такие вот люди-размазни бросающиеся очертя голову в омут страсти, ослепленные иллюзией неземной любви.

Прочитано в рамках игры Персона Грата, тур Восьмой. Команда "Pro et Contra".

Комментарии


ох как меня от героев трясло!)


да! А жену и дочь героя было, прям реально жалко(


очень((( а тех уродов вообще нет хотя конечно последние сцены в шале это уже запредельно((


Эти да, очень мерзкие, да и главный герой - тряпка, бесил постоянно. Но блин, как же классно Набокову удаётся выписывать отрицательных героев. Я очарована)


Согласна с тобой, я тоже от него кайфую) пишет он потрясающе)


Жалко жену (( не буду читать :D
Что-то меня Набоков чем-то раздражает, а чем не могу понять... Надо бы ещё что-то заценить, но на ближайшее время пока всё. Буду писать вывод


мм, а я что-то наоборот им прониклась, прям нравится его стиль)


я сделяль )) если в выводе надо что-то изменить, ты скажи, а то у меня завтра последний день с доступом к компьютеру. А с телефона неудобно ))


Хм, Света, судя по твоей рецензии, Кристи в "Бремени любви" больше похожа на Набокова, чем на себя саму.


Интересное сравнение, Рита, надо бы когда нибудь ознакомится с этим произведением.


Да, это первое, что в голову пришло.
Оно небольшое совсем и предпоследнее перед "Автобиографией".