Больше рецензий

1 июля 2017 г. 11:08

2K

4

"Looking backward" был одним из наиболее популярных утопических романов своего времени, потому я давно намеревался его прочесть. Единственный электронный вариант книги, который мне удалось найти в сети, был представлен в переводе Л. Гея; его, собственно, я и прочитал. Не стану подробно пересказывать сюжет, тем более, что он подробно изложен в Википедии. Изложу лишь собственные соображения.

Роман откровенно скучный. 90% книги главный герой Джулиан (или, в переводе Гея, Юлиан) Вест беседует с доктором Литом, сравнивая социальное устройство XIX и XX веков. Разумеется, общество XX века автор рисует нам как более прогрессивное, справедливое, нежели все предшествующие ему столетия. Что же это за общество? Вики говорит нам, что это "социалистическая (на грани с коммунистической) утопия". Вряд ли можно согласиться с такой оценкой. В советское время такой строй назвали бы "мелкобуржуазным" и, весьма вероятно, были бы правы. Ведь Беллами предлагает нам общество, сохранившее товарное производство. Известный факт, что Беллами первым описал прообраз современной кредитной карты. Коммунизм ли это? Как-то не похоже.

Чем занимаются люди двадцатого столетия? До 45 лет каждый из них отбывает всеобщую трудовую повинность, после чего уходит на покой и только тогда начинает жить по-настоящему. Беллами устами доктора Лита не без восхищения сообщает, что в XIX веке пенсия была не самым счастливым временем для людей, в то время как в XX веке этот отрезок жизни, напротив, стал самым ожидаемым. Свободное время люди будущего проводят... тратя деньги! Не один десяток страниц автор описывает систему производства и продажи товаров (напомню, что всё произведённое в мире двадцатого столетия, является товарами) посредством специальных учреждений. Джулиан Вест восхищается тем, сколько нация (sic!) экономит, отказавшись от рекламы, аренды помещений и прочих "издержек".

Как же существует эта система? Задавшись этим вопросом, герой получает неожиданный ответ: нынешней системой руководит президент, избираемый небольшой группой людей. О каких-либо формах самоуправления в романе нет ни слова.

Как же, наконец, такое "справедливое" общество сумело утвердиться? Ответ изложен в поразительно короткой (всего 4 страницы) 26 главе: люди поняли, что жить как прежде нельзя, и договорились жить по-новому. Социалистические движения прошлого спонсировались крупными монополиями с целью дискредитации идеи лучшего мира. Террор и революции, пишет Беллами, препятствовали настоящим реформам, и когда люди осознали это, они отказались от подобных методов, осуществили глобальную мирную ненасильственную реформу и сумели перейти на качественно новую ступень развития человеческого общества. Неудивительно, что подобного рода реформизм Беллами вызывал резкую критику со стороны радикальных левых движений. Впрочем, такой взгляд полностью отвечает заданному жанру: утопия.

В "дивном новом мире" Беллами сохраняется религия, правда, настолько секулированная, что в храмы почти никто не ходит, а воскресные проповеди слушаются дома по радио.

Подытожу. Роман представляет скорее исторический интерес, нежели могущий предложить эстетическое наслаждение от прочтения. Безусловно, фанатам утопий просто необходимо прочитать его, но на всех прочих он вряд ли сумеет произвести должное впечатление.

Также рекомендую прочесть эту небезынтересную рецензию.