Больше рецензий

29 июня 2017 г. 17:04

355

1

Музей невинности - книга из тех, которую было бы полезно прочитать тем, кто интересуется историей Турции второй половины 1970-ых, жизнью турецкого высшего света той эпохи. Полезно - да. Интересно - вот уж не знаю.
Наш главный герой, Кемаль - избалованный, инфантильный эгоистичный клептоман, во многом напомнивший мне Хитклиффа из Грозового перевала, если бы не одно "но" - Хитклифф добился всего сам, не в последнюю очередь ради женщины, в то время как Кемаль не только вырос в обеспеченной семье, но ещё и умудрился развалить семейный бизнес - из-за женщины.
В начале книги Кемалю 30, у него есть прекрасная невеста, но незадолго до помолвки Кемаль встречает свою дальнюю родственницу - восемнадцатилетнюю Фюсун, красивую и бедную, и полностью пропадает. Да так, что, когда Фюсун его бросает, он плюёт на свою невесту и в итоге отменяет помолвку (а в Турции 70-ых "обесчещенной" женщине было тяжко; но Кемалю-то что, его это не касается) и начинает Страдать. Он днями лежит и страдает, лежит и страдает, окруженный вещами Фюсун - вот расческа, которой она однажды расчесалась, вот платок, в который она однажды высморкалась, и так далее.. Я преувеличиваю, но не очень.
Несколько лет спустя Кемаль снова встречает Фюсун - замужнюю уже женщину, но останавливает ли это Кемаля? Конечно, нет. Он начинает ходить к ней в дом на ужины по пять раз на неделе, и каждый раз крадёт что-нибудь - фигурку собачки, пепельницу, что угодно. Все вокруг это замечают, но молчат. Кемаль крадёт собачек, покупает новых, приносит их в дом Фюсун и через некоторое время крадёт опять. Ходит в дом, где хранит все вещи, напоминающие ему о Фюсун, и лежит среди них. Не самое нормальное поведение, не находите?
картинка iAmBess

Написание заслуживает отдельного упоминания в связи со своей хаотичностью. В середине книги действие начало скакать - так, что вот мы в 1984-ом, потом в перевороте 1980-го, потом непонятно где, а потом переворот упоминается опять, и вот мы снова в 1977-ом и видим, как страна "неуклонно подвигалась к гражданской войне". Полсотни страниц спустя читаем: "в сентябре 1980 года произошел новый военный переворот". Кому-то может и новый, но, читая про него в третий раз, так не думаешь.

В принципе, под конец было относительно интересно, но что испортило для меня всё окончательно - это эпилог. Обычно я люблю эпилоги, в которых автор рассказывает, что случилось с героями потом, не только главными, но и второстепенными, но тут же мне было настолько всё равно, что я не могла дождаться, когда же это мучение наконец закончится.
Мания Памука вписывать себя в собственные книги попахивает нарциссизмом - это настолько нелепо и ненужно, что читать об этом откровенно противно. Если в середине книги семейство Памуков упоминается лишь мельком, то в эпилоге мы узнаём, что Кемаль якобы существовал на самом деле (это не так), был знаком с Орханом Памуком, и когда захотел записать свою эпическую историю любви к Фюсун (это не так; это были разрушающие отношения, которые разрушили и жизнь Кемаля, и жизнь Фюсун), он пошёл к Орхану, чтобы тот это всё дело написал. Тьфу ты.
Зато музей существует на самом деле, и у меня даже есть физический экземпляр книги на турецком, в которой есть бесплатный билет на посещение. Не то чтобы у меня было желание тащить этот талмуд с собой, если я однажды поеду в Стамбул.

Читалось в рамках Книжного путешествия и Книгомарафона.