Больше рецензий

Romansero_55

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июня 2017 г. 21:21

385

5 БЕЗ ПЕРЕМЕН И БЕЗ ОТГУЛОВ

Я не очень люблю абсурд – ни в жизни, ни в искусстве. Может быть, мне не везло, не знаю. Но могу по пальцам одной руки пересчитать произведения этого направления, которые вызвали отклик в моей душе. А тут с чистым сердцем заявляю: супер! это что-то! идеально! Я имею в виду роман английского писателя Магнуса Миллза «В Восточном экспрессе без перемен».

Книга идеальна по форме и содержанию. Написанная простым, лишённым не то что вычурности, но и намёка на какие-либо стилистические украшения языком, она тем не менее цепляет и не отпускает – я, например, прочла её всего за два дня. Диалоги просты дальше некуда и несколько квадратны, как написал один мой знакомый блогер в своём симпатичном бложике. Собственно, из этих непричёсанных диалогов и состоит весь роман.

Сюжет – без начала и конца. Вот попадает молодой человек на исходе сезона в кемпинг и не может оттуда выбраться – НИКОГДА и НИКУДА. Не потому, что его кто-то не пускает. Не потому, что он решил тут остаться, так как нашёл своё счастье или хотя бы работу по сердцу. И мотоцикл для отъезда есть, и мечта – съездить в Индию – имеется, а не уезжается отчего-то. И это без всяких зомби, ведьм и прочей нечисти. Даже без роковой красотки обошлось. Просто нет исхода – и всё. Вот, собственно, и весь сюжет.

Деревня Озёрный край, в которой оказывается заперт (хотя его никто не запирал) герой, живёт обычной каждодневной жизнью: днём все работают, вечером – сидят в пабе, ночью – спят. Из развлечений – только телевизоры (у кого есть) или метание дротиков в тех же пабах. Дети учатся в школах. Молочник развозит молоко. Торговец торгует. Механик чинит машины. Вот полицейских нет, правда. Настолько нет, что когда один из жителей (похоже, тоже когда- то застрявший в этом безвременье) погибает в результате нелепой случайности, полиция так и не появляется. В этом мире её нет – за ненадобностью. Как нет и денежных знаков, которые, казалось бы, и вертят в мире всеми и всем. То есть они в принципе есть и даже однажды попадают в руки герою, но тут они не нужны. Законы жизни в деревне Озёрный край диктуются не ими. А чем?

Вот тут и вылезает вопрос воли. Робко и ненавязчиво. Словно автор хочет, чтобы вы сами его заметили и оценили. А также приютили и употребили. Если эта самая воля у вас приживётся. А нет, тогда добро пожаловать в Озёрный край, который на самом деле гораздо обширней, чем точка в восточной Англии. В конце книги наш герой, похоже, что-то такое про волю заподозрил и что-то такое о ней подумал. А вот как он её употребит и употребит ли вообще, остаётся неясным – читатель волен включить свою фантазию и увести сюжет в нужном или интересном для него направлении. Тут очень может пригодиться заглавие книги – среднее арифметическое заглавий известных книг Агаты Кристи и Ремарка. Вот где-то в этом направлении и можно направиться — по своей воле.

Разумеется, это только то, что лежит на поверхности. Как понять и принять такую книгу, целиком зависит от читателя. В принципе, она не требует неимоверных проникновений в заоблачные выси и самокопания до одури в подсознании. Надо просто честно оглянуться на свою жизнь и сказать себе правду. И это труднее, чем копаться в подсознании. Но если вам удастся сей подвиг, то у вас появится шанс взять у жизни отгул и совершить наконец то, о чём безнадежно мечтается.

«Марко долго смотрел на меня с недоверием, медленно выпуская изо рта дым, и на его лице проступала наглая ухмылка. Затем он расхохотался надо мной, открыто и беззастенчиво. “Не будь всю жизнь таким м****ком, — сказал он. – Возьми отгул”»

Но отгул надо брать САМОМУ, а это трудно. Почему? Знать бы, обязательно взяла бы.