Больше рецензий

26 июня 2017 г. 03:36

226

4 И мстя моя страшна

Дочитал последнее ранее непрочитанное крупное произведение цикла, подробнее о плюсах и минусах:
+ у Аберкромби хороший, сочный язык, что чувствуется даже в переводе. Есть меткие высказывания, некоторые куски текста так и хочется растащить на цитаты. Как всегда очень неплохой, местами черноватый юмор.
+ общая атмосфера. Хотя роман достаточно стандартная история про месть в антураже альтернативной Италии эпохи Ренессанса, с кондотьерами, воюющими городами-государствами, банкирами, интригами и предательствами, но эти заимствования не режут глаза и смотрятся неплохо. Мир не статичен - уходит магия, приходят технологические новшества (взрывчатка). Далее в "Красной стране" так вообще начало технологической революции. Любопытно.
+ Книга динамичная и читается на одном дыхании. Я осилил за 2 дня.
+ Некоторые интересные, хорошо проработанные персонажи (особенно удачно получились Монца, Коска, чуть в меньшей степени Морвеер). Из эпизодических неплохо вышел брат Монцы.
+ Есть удачные и неожиданные сюжетные повороты.

- "Рояли в кустах" и сюжетные алогичности
В первую очередь один персонаж со сверхспособностями, сыгравший ключевую роль в сюжете оказался откровенно мери-сьюшен и в сущности являет собой классический сюжетный "рояль в кустах". В комиксы бы его, а не в фэнтези.
Показались нелогичными некоторые сюжетные моменты

спойлер
(например, сцена убийства "Верного" или гибель Ганнмарка) - с такими подходами главные герои давно должны были умереть... Сцены как будто заимствованы из американского боевика 80-х годов и такое ощущение в книге возникает не раз и не два... И это отнюдь не коплимент.
То же самое касается характеров персонажей - если настоящий характер Байяза, предательство Черного Доу или эволюция характера Бетода были понятны и сюжетно обусловлены, то предательство "Верного" или решения Трясучки убедительными или неоднозначными уже не кажутся и их объяснениям не веришь.
свернуть


- В целом персонажи (как основные, так и эпизодические) все еще хороши, но уже несколько уступают персонажам из оригинальной трилогии. Глокта, Луфар, Ферро, Логен и, в меньшей степени, Вест с Ищейкой были выписаны сильнее. Если же говорить про второстепенных персонажей, то тут у Аберкромби нет такого набора ярких характеров как Байяз, Бетод с сыновьями, Сульт и Маровия, Юлвей, Фенрис, практики Иней и Секутор, Круммох (можно перечислять дальше)... Ну а Арди Вест укладывает на лопатки всех женских персонажей из "Лучше подавать..." (кроме самой главной героини), вообще не напрягаясь.

- Грязь и чернуха. Если в "Первом законе" их было в меру и они были органично вплетены в сюжет, то в "Лучше подавать холодным" Аберкромби уже понемногу теряет чувство меры и начинает злоупотреблять. Понятно что Джо пишет "черное фэнтези" со всеми сопутствующими, но фэнтезийный мир который состоит исключительно из жестокости, дерьма и предательства не более реалистичен чем фэнтезийный мир, в котором всего этого нет. Интимные сцены неприятно грязные. Фанатский перевод в стиле "я матом не ругаюсь, я на нем разговариваю" усугубил отрицательное впечатление. Общее ощущение как от отечественного чернушного кино начала 90-х. И это тоже не комплимент.

- Очень слабо и схематично прописаны политика и политические интриги. Причем как внутренние разборки в самой Стирии, так и очередные игры Байяза и Кхалюля.

Хотя книга мне понравилась, не могу не отметить что начальная трилогия была существенно глубже, интереснее и увлекательнее.
В дальнейшем творчестве автора тенденции к натужной чернухе и утрате оригинальности сохранились , и если в "Лучше подавать холодным" и "Герои" все еще стоящие и интересные произведения, то "Красная Страна"уже получилась достаточно посредственной и вымученной.
Аберкромби хороший писатель и у придуманного им мира богатый потенциал (как бы хотелось увидеть, наконец Гуркхул, Уфмана и пророка Кхалюля... повнимательнее рассмотреть Старую Империю.), но похоже сейчас ему не хватает новых идей. Надеюсь что рано или поздно они появятся и главные произведения Джо еще впереди.