Больше рецензий

25 июня 2017 г. 23:46

380

5 В России главное – выжить, остальное само, хошь не хошь, случится.

Ивана Ивановича я всегда уважала и как актёра, и как режиссёра, и как общественного деятеля, но оказывается, и как писатель он весьма неординарен и самобытен.
Если говорить коротко – Охлобыстин пишет про Россию. Про ту Россию, в которой мы живём, и которую издавна не могут понять иностранцы. Да, наша страна показана здесь во всей своей многогранности – непонятная, суровая и беспощадная в своей действительности, но такая душевная и несмотря ни на что любимая. Может не всеми, но преобладающим большинством действительно любимая. Любовь и самого автора к стране, кстати, очень заметна, не смотря на то что многие значительные аспекты нашей жизни откровенно высмеиваются и доводятся до абсурда. Но даже абсурдность эта настолько реалистична и узнаваема, что веришь всему происходящему, даже тому, чему поверить, в принципе, невозможно.
Главное достоинство этого сборника повестей заключается в том, что текст воспринимается в зависимости от настроения самого читателя: здесь есть всё для того, чтобы просто отдохнуть и разгрузить мозг, посмеяться над собой, поднять себе настроение и наполниться добротой, но если хочется подумать, для этого тоже даётся множество поводов. Охлобыстин ни к чему не принуждает и не пытается чему-то научить, но даёт возможность задуматься о своём отношении к себе и к окружающему миру, о своих перспективах или бесперспективности, о своём месте во Вселенной и своём предназначении, о высоких материях и пороках, о вере в высшие силы и грехах, о недостатках и достоинствах нации в целом и отдельного человека в частности... Писатель в своих повестях затронул и множество остросоциальных проблем и тех вопросов, которые волнуют каждого, – от алкоголизма, который уже давно считается нашей национальной чертой, до политической нестабильности в стране и за её пределами, – лихо прошёлся по чиновникам и коррупционерам, посочувствовал бюджетникам и малоимущим, затронул тему реформ в сфере образования и здравоохранения, и любовь показал, разную – жертвенную, исцеляющую, несчастливую и безответную. И просто рассказал о жизни в глубинке, где возможностей меньше, где часто приходится выживать и бороться, но где люди не перестают надеяться и верить, потому что как сказал один из персонажей «в России всё либо было, либо будет, и так по кругу». И всё это ненавязчиво, искромётно и очень точно. И, если честно, не перечислить всего того, о чём рассказал писатель, потому что Охлобыстин в двух коротких повестях показал так много всего из жизни простых и не очень простых россиян, что всё и не переосмыслить за раз, потому и читала я эту книгу так долго – думала. Когда переставала смеяться, думала много и долго. У автора, кстати, потрясающее чувство юмора, и он умеет смеяться и высмеивать правильно, так, что не обидно ни за себя, ни за страну, но порой очень грустно от той действительности, в которой мы живём. Но даже в этой действительности ничто не мешает нам жить, любить, учиться и реализоваться, ничто, кроме нас самих – об этом здесь тоже очень много сказано.
Читала, что Охлобыстина сравнивают с Маркесом, даже в аннотации к сборнику об этом говорится, а вот мне в творчестве автора привиделось нечто чеховское. Нечто общее в творчестве Чехова и Охлобыстина, как мне видится, действительно имеется – в произведениях обоих авторов говорится о важном, в том числе и о проблемах и национальной идентификации, но с добрым юмором и с душой.
Претензии у меня тоже имеются, но все они исключительно в адрес издательства. Во-первых, иллюстратору следовало бы оторвать руки, потому что это ж надо было придумать настолько отталкивающее оформление для сатирической прозы. Многие именно из-за обложки проходят мимо этой книги, слишком уж она метафизична, и покупают её только после того, как прочитают ознакомительный отрывок в интернете. Во-вторых, редактору следовало бы открутить голову, которой тот, по всей видимости, всё равно не пользуется. Складывается впечатление, что с текстом вообще никто не работал. А судя по обложке и аннотации, в издательстве действительно никто не читал то, что отправилось в печать.
В итоге, писателю Охлобыстину я ставлю твёрдую пятёрку, а издательство даже тройки не заслужило. Но общую оценку снижать не буду, ибо не должно принижаться творчество писателя из-за криворукости издателей.