Больше рецензий

25 июня 2017 г. 22:18

464

4.5

Отзывы на книгу полярны, кто-то безмерно восхищается, кто-то столь же безмерно возмущается. После прочтения, энергично, радостно и с песней, прямо в стиле этих прекрасных людей из будущего, примыкаю к клану восхищенных.

Дальше будет поток сознания, спор с голосами в чужих головах и просто размышлизмы о плюсах и минусах книги. Минусы таки есть, да; восторг восторгом, но некоторые моменты вызывали некоторое недопонимание.

Начну, наверное, с непонимания... Автор пишет о поистине титаническом преобразовании рельефа и климата Земли... Я думаю, что шестьдесят лет назад к покорению природы человеком в виде поворотов рек, выравнивания горных цепей, растапливания полярных шапок и т.д. и т.п. относились с гораздо большим энтузиазмом, а негативные последствия подобных действий, скорее всего, труднее было оценить в полной мере. Наверняка и на сегодняшнем уровне развития это либо очень трудно, либо пока еще невозможно. Тот же самый подъем уровня воды на семь метров - это даже представить страшно. Это огромные, закрытые водой площади суши, которой и так-то не сильно много, это исчезновение безумного количества видов растений и животных, это изменение пищевых цепей и ломка устоявшихся процессов, это изменение океанских течений и атмосферных потоков, да очень много всего, вытащи один компонент - и посыпется все друг за другом как карточный домик... Смелость и полет мысли завораживают, но в этом уравнении так много действующих и взаимосвязанных частей, что апокалиптический сценарий намного более вероятен, чем оптимистичный.

Еще одно непонимание - автор упоминает о том, что "прекратилось совсем писание как музыка слов, [...], исчезло искусное жонглирование словами, так называемое остроумие". Вместе с тем Ефремов подчеркивает, что в Эру Великого Кольца искусство находится на небывалом уровне расцвета. Музыка звучит везде - музыкальными аккордами привлекают внимание перед тем как начать концентрацию энергии для передачи по Кольцу, тревожной музыкой звучит предупреждение об изменении работы двигателей звездолета, совпадение мелодии и тональности служит индикацией правильного совмещения частей спутника... Танцы - танцуют все! В буквальном смысле все, ведь каждый человек заканчивает, как минимум, низшую школу танцев, а есть еще и высшая. И вдруг - умерла поэзия? Как-то тут меня неверие взяло. Более того, в книге есть упоминание о том, что Чара Нанди играет на гитаре и поет, а Веда Конг выступает с песней на Празднике Пламенных Чаш... Откуда-то же должны были взяться стихи для этих песен, они же, в конце концов, не уравнения биполярной математики выпевают... И что, интересно, Ефремов имеет против остроумия? Против сарказма, высмеивания, насмешек - понимаю, но остроумие? Плохо, наверное, жить в обществе, не понимающем юмора и хороших шуток, скукотища, однако...

И еще один момент, очень субъективный, но который хочется отметить - язык. Он основателен и степенен, и от этого тяжеловат. Видимо, я уже настолько привыкла читать современную легкую прозу, что такой язык уже требует определенных усилий при чтении.

В остальном же, я в романе увидела только плюсы. Несколько сюжетных линий - 37я звездная и ее борьба за возвращение, безумный опыт Мвена Маса, поиски себя Дара Ветра...

Читала в интернете критику в стиле - это не люди, это роботы, как ужасно было бы жить в таком обществе... Ну не знаю. Как по мне, прекрасное общество. Во-первых, общая открытость и доброжелательность людей, нормальное базовое доверие миру, взаимоотношения, основанные на взаимном уважении, что плохо то? И нет, эти люди не роботы. То, что среди них нет гадов и подлецов не означает, что они все одинаково прекрасные и благодушные растениеобразные зомбики. Чара Нанди порывиста, эмоциональна и ей тесно в более рациональном мире. И герои романа говорят о том, что человечество в своем развитии выбрало путь разума, но, возможно, оно сильно недооценило важность и влияние мира чувств и эмоций. Мвен Мас, даже понимая, что поступает неправильно, поддается своему желанию провести опыт. Низа Крит страстно пытается понять, но никак не может принять две возможности взаимодействия с детьми - либо после года отдать ребенка в школу и только видеться с ним, либо уехать на "остров матерей" и самой заниматься воспитанием ребенка. Нет, все-таки не все так ровно, безэмоционально и безоблачно в этом мире как видится тем, кто считает это миром роботов...

А еще страшно нравится идея того, что человек может за свою жизнь поменять пять-шесть профессий, и побыть как рядовым механиком, или биологом, или машинистом Спиральной дороги, так и стать человеком искусства, или войти в какой-нибудь из Советов Земли. Очень велик контраст с нашей действительностью, когда человека, меняющего работу чаще чем раз в двадцать лет могут и летуном обозвать. Ибо слишком еще сильна в нас традиция - пришел на завод подмастерьем и ушел оттуда через сорок пять лет главным инженером... И статус, черти бы его драли, статус... Как так, быть заведующим внешних станций и тут, бац, и на рудники... Немыслимо, невероятно. А эти странные люди уважают друг друга просто по факту того, что они люди, а не потому что заведующий или сидит в совете. И еще понравилось как легко люди ефремовского будущего меняют место жительства - снова большой контраст с принятым в знакомых мне кругах домоседством, когда переехать с одного микрорайона в другой уже практически непосильная задача.

Интересна система распределения ресурсов - человек получает нужное просто заявив о том, что ему это нужно. И эта легкость порождает абсолютно спокойное отношение к собственности - не перед кем понтоваться и выделываться очередным самым новым гаджетом, шубкой или личным самолетом. Потому и не берут люди ненужного, не подгребают под себя по принципу "на всякий случай" или "для соответствия статусу"... Приятная передышка от мира потребления и бесконечного информационного потока, пытающегося убедить лоха в том, что он лох, потому что у него телефон предыдущей модели.

Ну и технический прогресс - тут снимаю шляпу перед Ефремовым. В пятидесятых годах так спокойно и легко предсказать что-то очень похожее на сегодняшний интернет, системы хранения и передачи информации, видеозвонки, транспорт...

В общем, я под большим впечатлением и очень рада тому, что этот томик оказался в куче словарей и справочников, и что выгребла я его оттуда потому что пришло задание прочитать бумажную книгу :)

Прочитано в рамках игры Книжное путешествие Тур 11

Комментарии


Хотел кратко прокомментировать, но вышло что-то вроде небольшой статьи: http://alex-dragon.livejournal.com/309483.html


Спасибо. Понимание невероятной сложности внесения изменений подобного масштаба в природное равновесие и способность не порушить его, а поднять на новый, лучший, уровень восхитила меня. Но я человек текущей эпохи и пока я вижу только то, что человечество, пытаясь улучшить одно, неизбежно портит что-то другое. Эта система слишком сложная и тонкая, очень много взаимосвязей и невидимых с первого, да и со второго и третьего, взгляда переплетений и последовательностей. Понимаю Вашу мысль о том, что человечество достигло такого уровня развития, когда оно способно стать равным самой природе - но пока мой пессимизм в данном направлении перевешивает :)
Что касается поэзии - этот момент уточнили и Вы, и NikolajSmirnov, я действительное его не совсем правильно поняла. Спасибо за Ваш комментарий.


Здравствуйте. Спасибо за живой и доброжелательный отклик!
Смутившая вас "музыка слов" - вовсе не поэзия. Его герои постоянно же читают стихи, поют что-то. Во всех произведениях.
Нарочитая красивость, искусственность языка, доминирование формы над смыслом - вот что имелось в виду. ИАЕ недаром пишет про немногословие как таковое. Язык у них там отнюдь не бедный при этом, напротив - исключительно богатый, но каждое слово они там стремились поставить на своё место, назвать ради дополнительной точности (в ЧБ этому уделено немало внимания). Т.е. старались быть лаконичными и максимально точными. При великом богатстве внутреннего мира неизбежно требовалось огромное количество слов для его отражения. Но "плетения словес" - это иное. Это усиление и без того жесткоой проблемы человека - неизбежной ложности любого слова (мысль изречённая есть ложь), утапливание смысла в паутине майи, в то время как его требовалось максимально ясно очерчивать. Недаром ИАЕ выходит на идею умения понимать без слов, на 3-ю сигнальную систему.

Так что диалектику слова он превосходно понимал, и все его высказывания лежат в едином русле.

Что касается остроумия, то где в нашем мире вы проведёте грань между нервной иронией, словоблудием, троллингом и другими формами пустословия с одной стороны - и добрым юмором с другой стороны? ИАЕ пишет про весёлость своих героев - им было не скучно, они наслаждались жизнью и смеялись от избытка сил. Для этого им не нужны были ситуационные неувязки, всякие мелкие неловкости и их подмечание - то, что составляет большую часть повода к остроумному замечанию. Они не жили с подавленным ужасом смерти и не высмеивали потому свои страхи (Бахтин про это немало писал). Эти люди не корпускулярны, их ритм - волна, непрерывность и полноводность проживаний. Юмору в нашем понимании тут просто не на чем обосноваться - и без того наполненность радостью и энергией сопровождают человека по жизни.


Спасибо. Да, я сочла оборот "писание как музыка слов" именно отсылкой к поэзии, и потому меня смутило противоречие между этой фразой и тем, что герои поют песни и декламируют стихи. Ваше объяснение, а также комментарий alex_dragon уточнили этот момент для меня.