Больше рецензий

25 июня 2017 г. 07:02

720

5 Будни в раю

Кутзее предлагает пофантазировать, а какой она будет новая следующая жизнь после смерти. Возможно это позволит лучше понять противоречия и потенциал жизни нынешней.
Исходные данные: отсутствует память о прошлом, даже имя лишний багаж; осваивается общий универсальный язык; наличие телесности, вероятно, подобная привычной нам за исключением отсутствия сексуального влечения (в этот мир люди пребывают, здесь не рождаются); хлебом насущным, крышей над головой, всем необходимым в пределах аскетичной жизни людей обеспечивают, работа скорее средство от скуки и лени, чем необходимость выживания; предоставление, так же бесплатное, досуга на любой вкус. Результат: добродетельная, спокойная, очень рациональная жизнь; очищение от остаточных образов прошлого и полное замещение личного начала вселенским, основное выражение которого - благая воля.
Перед нами двое вновь прибывших: мужчина на вид 45 лет и мальчик на вид 5 лет. И соответственно две линии конфликта с представленной реальностью.
Взрослого, он назван Симоном, новая жизнь беспокоит пресностью, равенством и бессмысленностью. Первое, по его смутным ощущениям и очень обобщенным воспоминаниям связанно с сексуальностью, которой этот мир лишен. Его вывод: жизнь отличает от существования огонь желания, приносящий страдания, но и дающей жизни вкус, которым можно забыться, к примеру, от бессмысленности. Второе, когда награда достается всем, она теряет ценность. Равно благое отношение ко всем - отношение обезличенное. Человеческое стремление быть лучшим, отличным от других, иметь больше, обеспечивает успех в первом вопросе и заодно движет прогресс, оно есть залог развития. Третье, для того, чтобы жизнь имела смысл нужна миссия вне самого человека, например, забота о другом. Поэтому ребенок нужен ему больше, чем он ребенку. На таких трех китах закручивается коллизия его, Симона и новой жизни.
Соглашаться или нет - выбор читателя. Автор не выступает ощутимо на чьей-то в стороне, и в уста оппонентов, вкладывает даже более здравые контраргументы, потому что у Симона в принципе на все один ответ: -Такова природа человека..
И совсем на другом уровне протекает конфликт между мальчиком и новым миром. Здесь эпицентром является индивидуальность. Свободный от привязок, свободный от условностей, творец иллюзий, а не их безвольная игрушка, непредсказуемое, неуправляемое, самодостаточное, создающее миры и смыслы сознание - неудобно для системы. Т. е. по сути не ребенок недоволен новой жизнью, а новая жизнь недовольна им, каждый кого мальчик встречает на своем пути относится к нему с заботой и благорасположением, но его свобода и фантазии нарушают установленный порядок. Вспарывают реальность - этим с одной стороны, уравнивая выдуманную условную и привычную нам жизнь, а с другой - полностью опрокидывая плоскость, в которой протекают конфликты Симона. Потому что мальчик - есть смысл в себе, которому не нужна сексуальность, что бы жизнь была насыщенна, он находится вне иерархии и уникальная самость запускает механизм развитие. Думаю, это роднит всех гениев - дар сам стремится реализоваться. Художник не бывает лучше других или хуже, он просто не может не творить. Благая воля мальчика тоже для всех, но она сама по себе есть проявление личности.