Больше рецензий

Can_be_fun

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 июня 2017 г. 15:00

1K

5 Восхождение в гору

Всегда поражаюсь, как в один роман авторам удается запихать огромное количество разноплановых тем и при этом сделать из них нечто цельное, хорошо слепленное по форме и содержанию.
Взяв в руки «Ученика убийцы», я не знала наверняка, что меня ждет. Слышала лишь то, что главный герой остался без родителей и попал в королевский замок. И все, на этом мои познания о мире Хобб заканчивались.
А что я получила?

Роман взросления, даже возмужания — первое, о чем хочется сказать. Повествование ведется от первого лица, и все мысли главного героя крутятся в основном вокруг себя самого — в попытке понять свое предназначение и найти уголок, откуда его никто не прогонит и где герой почувствует себя дома. Мы видим, как Фитц, который в начале романа вызывал лишь жалость и недоумение, на наших глазах превращаетсяся в талантливого ученика, способного научиться не только чтению и письму, но и более интересным искусствам — знанию ядов, владению оружием и умению ухаживать за животными и понимать их.

Будучи королевским бастардом, Фитц не может рассчитывать на свободную жизнь, а после того, как сам король обратил внимание на мальчика, тот и вовсе превратился в его собственность. Теперь долг и преданность — не пустые слова для Фитца, но смысл его существования. Он — убийца во имя короля, его тень и безотказный инструмент «дипломатии».

Жизнь мальчика в королевском замке началась с вонючих конюшен и презрения: быть ублюдком — значит ежедневно напоминать народу об ошибке их принца. Удивительно, что даже перемена статуса – с простого помощника конюшего до королевского слуги — не сильно осчастливила мальчика. Он по-прежнему одинок, боится делиться своим Даром с кем-либо и большую часть времени молчит, только слушает и безропотно выполняет приказы Своего Короля.

Погружение в сознание Фитца — подарок, щедро преподнесенный читателям от Хобб. Автор очень подробно воссоздает внутреннюю жизнь персонажа, его способ мышления и мироощущение, а повествование от первого лицо только усиливает эффект погружения читателя в художественный мир. Хобб не играет с читателями в угадайку, а искусно пользуется возможностями открытого психологизма, знакомя нас с мыслями Фитца и его воспоминаниями с помощью воспроизведения внутренней речи героя. Диалогов в книге не очень много, потому что вся смысловая и сюжетная нагрузка держится на описаниях мира, окружающего героев, на описании внешнего вида персонажей и анализе их действий, — и все это глазами Фитца.

Может показаться, что отсутствие динамики делает роман скучным, но я никогда с этим не соглашусь, потому что не просто прониклась жизнью Фитца и историей Шести Герцогств, но молниеносно провалилась в этот мир и стала его заинтересованным наблюдателем, который периодически забывал о собственной реальности. Я чувствовала грусть Фитца, я рыдала из-за судьбы Востроноса, меня тянуло к Барричу, я была готова дрожать от презрения, которым были пропитаны стены королевского замка, и я всюду видела опасность, угрозу жизни. Эмоции и чувства настолько реальны, что кажется, будто бы ты являешься частью этого мира. И даже неважно, что это — фэнтези и что условное время действия – Средневековье.

Хобб удерживает внимание читателя последовательным раскрытием деталей, касающихся не только жизни Фитца, но и жизни королевской семьи, — неожиданных любовных связей на стороне и вытекающих из этого последствий.

История взросления обрастает политическими интригами и королевскими тайнами. Удивительно, как судьба мальчика сплетается с историей Шести Герцогств в момент, когда на территории некогда расцветающего герцогства внезапно появляются опасные злодеи, которые вольготно разбойничают на чужих землях и борьбу с которыми теперь вынужден вести народ. Талантам королевского бастарда быстро нашли применение в политической игре, где нет никаких правил и понятий о справедливости или чести.

Отдельного внимания заслуживают учителя Фитца: каждого из них мальчик считает красивым по-своему и те сцены, где он описывает своих наставников, забыв об осторожности, на одних эмоциях, восхитительны. Ни одного плоского персонажа, под пером Хобб оживает каждый — будь это герой, злодей или обычная собака. Да, животные в романе очеловечены, но в нужной пропорции.
Обозначив в первом романе трилогии огромное количество проблем, Хобб не оставляет читателю выбора, кроме как продолжить чтение «Саги о Видящих». И мне не терпится узнать, какие еще трудности выпадут на долю Фитца как убийцы, как обладателя Дара и как члена королевской семьи. Ведь восхождение в гору, которое лейтмотивом проходит сквозь весь текст, должно закончиться чем-то особенным.