Больше рецензий

23 июня 2017 г. 02:43

287

5 Знал нас всех Фёдор Михалыч, слишком хорошо знал.

Вся сущность современного человека, если говорить просто, не создавая кучу действительно лишних категорий разделена на три начала, или же стихии: живую силу, силу интеллекта и силу души. От каждой из них мы отчасти зависим. Ни один человек, я думаю, не сможет аргументированно это отрицать, а сможет лишь заменить слова и их значения, может превратить три категории в две, но суть останется той же. Большинство из нас (если не каждый) был в ситуациях, где две или уж все три силы сталкивались меж собой, и одна в итоге так или иначе брала верх над другими. Ведь ввиду самой природы человеческой объединить в себе все эти стихии в идеальном балансе очень затруднительно, если вообще возможно.

Итак, каждый из трех братьев Карамазовых – лицо одной из этих стихий. Разный их взгляд на мир и разный ко всему подход и ведет этот роман, по моему мнению. Гулящий, кутящий, но местами благородный и очень живой Митя, почти безнадежно заключенный в своем интеллекте Иван и преданный своим духовным поискам Алеша: не смотря на то, что каждый из них – отдельная личность, они живут в каждом из нас. Чей-то голос звучит громче, чей-то тише, чей-то, может и вовсе не слышно. Главный вопрос нашего существования как человека – дадим ли мы кому-нибудь из них верх, или же всю жизнь будем искать хоть какой-нибудь баланс стихий и за него бороться?
Этот великий роман если и не даст нам ответа на этот вопрос, то по крайней мере подтолкнет нас к началу его поисков.
В этом противопоставлении стихий, как мне показалось, и заключается самое вкусное в этом романе.

Я только раскрыл одну из тем произведения, самую близкую ко мне, но поверьте, там есть куда больше, и для себя вы точно так же найдете там тему.
Вижу так же, что не совсем сильно я прикоснулся к книге и ее сюжету, но не нравится мне идея выдачи всех карт и того, чем может поразить роман в рецензии, потому написал так. Иначе, не выдав всего, я написать просто не смогу.
Да и к тому же, сюжетную затравочку к произведению каждый может прочитать самостоятельно, зачем мне ее пересказывать?

Если вы дочитали до этого момента, глянули на мою оценку и все еще задаетесь вопросом “Стоит ли все таки читать? Книга ведь не маленькая”, или же просто считаете, что я недостаточно прикоснулся к роману – я уже перейду в немного другие рамки (так же постараясь ничего не выдать) и скажу, что читать его не просто “стоит”, а “Н У Ж Н О”.
Слишком хорошо написано. Этот слог Достоевского, эти длинные монологи обо всем, чем только можно, эти погружения в глубину душ и страданий персонажей…
В общем, это этакая компиляция а-ля Greatest Hits творчества Достоевского, потому как есть ощущение, что все лучшее, что есть в его творчестве в том или ином виде есть в этом романе.

Поделюсь еще парой моментов:
Хотя книга и достаточно объемная (не ” Война И Мир”, конечно, но все же)- лично мне она далась легче всех романов из великого пятикнижия. Местами, конечно, как по мне, повествование сильно проседает в темпе, особенно в шестой и седьмой книгах. Они несомненно хороши, но немного выдергивают из динамики повествования. Однако восьмая книга (моя любимая часть романа) заставляет обо всем этом торможении совершенно забыть, потому что повествование, как и сам Митя, срывается со всех цепей. Читая эту часть я, наверное, пребывал в такой же горячке, как и Митя.

Другой вопрос, который я воображаю себе от читающего эту рецензию: “А если я не знаком(а) с Достоевским, стоит ли начинать именно отсюда?”
Наверняка я сказать не могу, тут зависит от человека.
С одной стороны – да, так как книга отличная, возможно лучшая из пятикнижия, она сияет в своей массивности и многослойности. Если у вас хватает усидчивости, вы не боитесь больших книг, а так же имеете желание открыть для себя что-то новое, например новую ступень восприятия – вперед и с песней, флаг вам в руки.
С другой стороны – нет. Из моего опыта знакомство с Достоевским не каждому дается легко. Из всех моих знакомых только я мгновенно и увлеченно понял Достоевского, начав читать “Идиота” и безумно им восхитившись не дойдя даже до середины.
Если же вы хотите познакомиться с творчеством Достоевского, но боитесь пока чего-то сложного и массивного - советую начать знакомство с "Преступления и Наказания" И покороче будет, и, наверное, подинамичней. Не просто же так ПиН – самое популярное его произведение. Потом попробуйте почитать "Идиота" . А там уж смотрите.

P.S: Ни в коем случае не начинайте читать Достоевского с “Бесов”, а то очень вам будет тяжко.

Комментарии


Начал свое знакомство с Федором Михайловичем с сериала "Идиот". А в печатном варианте - именно с "Братьев".


Читая великолепную Жауме Кабре - Я исповедуюсь я вдруг понял, что где-то все это уже встречал. Иван Карамазов жив. Он изменил имя, переехал в другую страну, но не оставил сочинительства. Теперь его зовут Жауме Кабре и живет он в Барселоне.
А когда ему было 23 года, сидя за столиком у окна в отгороженной ширмой комнате провинциального трактира, он говорил своему младшему брату:

«Я, видишь ли, любитель и собиратель некоторых фактиков и, веришь ли, записываю и собираю из газет и рассказов, откуда попало, некоторого рода анекдотики, у меня уже хороша коллекция».
«Фактики и анекдотики» были, как мы помним, про прибитых за уши к забору пленных, про затравленного собаками ребенка, про поднимаемых на штыки детей, про расстрел ребенка на глазах у матери. Как мы видим коллекция автора с того времени значительно пополнилась историями про разрезанные детские коленки, забитую камнями девушку, пьяной стрельбе по женщинам и многими другими.

Коллекция пополнилась, «фактиков и анекдотиков» стало больше. В какой-то момент у автора и его читателей складывается впечатление, что весь мир, вся человеческая история вращается только вокруг жертв и мучителей из этих «фактиков».

К чести автора можно констатировать, что за 130 лет размышлений взгляды автора претерпели существенную эволюцию. В 23 года его вывод был прост – как каждый истинный атеист, в страданиях невинных он считал виноватым Бога. [«Я мира Им созданного, мира-то Божьего – не принимаю и не могу согласиться принять»]. Повзрослев, автор выводит на сцену некое независимое от человека зло, природу которого главный герой романа пытается научно изучить в промежутках между музицированием на антикварной скрипке, каждая трещинка которой буквально напоена страданиями невинных.

Признание автором независимого зла дает надежду, что в следующем романе автор признает существование Бога. Исповедовав себя верующим, автор разовьет сюжет и напишет третью книгу о Великом инквизиторе – Николау Эймерике. В этой новой книге автор, возможно, опишет редко обсуждаемое в данном контексте понятие солидарности. Солидарности всемогущего Бога со своим созданием. Солидарности, проявившейся в терпении вместе со своим созданием бесприютности, тяжелого физического труда, несправедливости, плетей, плевков в лицо, гвоздей, уксуса и копья в ребрах.