Больше рецензий

annetballet

Эксперт

ЛюбительЛайвлиба

19 июня 2017 г. 14:02

320

4.5

Жизнь вертится как колесо, сынок, ждёшь, ждёшь и под конец, смотришь, — пришла на то же самое место.

Роман начинается с обычного дня жителей шахтерского городка Слискейля. Жена шахтера Марта Фенвик на сносях ищет для своей семьи продукты. Так как шахтеры ведут забастовку, денег у Марты нет, и в долг уже никому в городе не дают. В итоге мать возвращается ни с чем. Кронин жестко и хмуро описывает этот холод, голод и безнадёгу пыльных работяг – кашель, нищета, упадок сил и веры. А там, на холме, в доме промышленника и владельца шахты Ричарда Барраса собралась семья на завтрак. В доме на холме все живут в достатке, тепле и сытости. Вы только не подумайте, автор нам тут показывает не другую крайность быта бастующего шахтера, а подавляющую силу вожака семьи - Ричарда Барраса. Это замкнутый и холодный человек, всех вокруг вогнавший в страх и трепет. Деспот, который предпочитает завтракать в одиночестве за час до всей семьи с газетой в руках. Когда дети приступают к завтраку Баррас строго следит за порядком – ни крошка хлеба, ни кусок сахару не пропадут даром в этом доме. Он запрещает роскошную сервировку, на каждый день расписаны меню и строго дозированы продукты. Единственный его сын Артур ранимый и мечтательный 12-летний мальчик с обожание смотрит на отца. Кронин своим персонажам дает живые характеристики. Героев в романе очень много, их облик и сущность настолько хорошо проработаны, что воочию видишь всех до последнего откатчика на шахте.

И в чёрной пыли этой арены, этого мрачного амфитеатра, смешалась жизнь, и смерть, и труд, и деньги, и пот, и кровь.

Тема разницы человеческих положений проходит через всю книгу и, как уже ясно из моего заголовка, возвращается на круги своя. Автор отлично понимает на что надавить и как сыграть удачную партию с читателем. Не даром это произведение оценили в СССР и выходило оно огромными тиражами (снова отмечу, что издание, которое я читала вышло в 1957 году тиражом аж на всю страну - 150 тысяч экземпляров, эх, любил советский человек жить с размахом). Такие персонажи, как Дэвид Фенвик и толпа голодных шахтеров привлекают внимание. Особенно на фоне контраста с капиталом.

Роман охватывает период до Первой мировой и после нее, всего около 25 лет. Это достаточный период не только чтобы оценить трагизм событий, но и чтобы насытиться характерами. Именно трагизм событий, потому что Кронин не даст нам уйти с чистой совестью, вы постоянно будете ощущать кожей всю несправедливость происходящего. Ну а некоторых героев можно обсуждать долго.

Марта Фенвик настоящая шахтерская жена. Она стойко выполняет свою функцию женщины в доме – заботится о пище, о чистоте, одежде мужчин. А между прочим у нее в семье кроме мужа трое взрослых сыновей-шахтеров. И ой как не просто досыта накормить их нецелой буханкой хлеба. Хоть Марта и не пилит мужа, но у нее таки есть представления о правильной жизни и есть любимчики в семье. Это, конечно, очаровательный добряк старший Сэмми, улыбка у него всегда наготове.

Дэвид, средний сын, любимец отца, с самой первой страницы книги он сидит за учебой (между работой в шахте, разумеется) чтобы поступить в колледж. Юноша, проживший всё произведение под лозунгом «творить добро, пока еще я жив…». Автор верно расставил акценты и я очень переживала за Дэвида, когда тот попадал в волнительные ситуации, когда он спорил и отстаивал свою правду. Но какой- же он глупый добряк. Всё! Это черта мужчины, которая лишает его житейской мудрости и твердости. И по идее, такой персонаж не мог бы добиться ровным счетом ничего в политике и обществе. Дэвид меня раздражал своей личной жизнью, но публичная его жизнь, как я уже сказала, заставляла меня трепетать.

Артур. Маленький, хрупкий сынок гранитного Ричарда Барраса. Пятый персонаж. В начале Артуру всего 12 лет. Но ему приходится столько всего пережить и огонь, и воду, и медные трубы. Однако колесо жизни и его выносит в никуда, в то место, откуда все и началось. К этому герою у меня особое отношение. В нем я узнавала себя - робкий, мечтательный, бесхребетный, но искренний. Мягкая и впечатлительная натура, парень, которому почему-то кажется, что быть непохожим на деспотичного отца неправильно. Артур не выносил неприятностей, и всё, что грозит неприятной сценой, вызывает в нём острую тревогу. Мне становится ужасно жаль, когда Артур начинает «путь по самовоспитанию» и воспитанию в себе воли дабы добиться более сильного характера. Артур с горечью сознавал, что он дикарь, одинокий и слишком впечатлительный. Он легко краснел и из-за этого часто готов был от стыда сквозь землю провалиться.
Уже в свои детские годы он всё время раздражал отца, не отрывая от него любящего, встревоженного взгляда. Для Артура отец был совершенством, богом.

Жена Барраса Гарриэт Уондле с улыбкой страдалицы, грустной улыбкой больного, хронически больного человека. У неё болела поясница, у неё был больной желудок, больные нервы, отчаянные головные боли, от которых не помогал туалетный уксус, не помогало ничего, кроме осторожного растирания головы, лежавшего на обязанности тетушки Кэролайн. В этих случаях последняя выстаивала на ногах битый час, тихонько, медленно водя щёткой по волосам Гарриэт. Эта женщина, хоть и занимала ничтожную роль всей книги, этот склизкий ипохондрик на высоких подушках в темной комнате – она меня оч-чень нервировала. До чего точную характеристику дал ей автор – корова. Сначала мне показалось, что Кронин просто не любит женщин и еще раз пытается нам показать от какой половины человечества протекает всё зло. но потом я сама ее невзлюбила. Гарриет кроткая, послушная покорная жена. Она очень скупа и никогда не выбросила ни одного лекарства. Учитывая, обширный опыт общения с врачами, у нее скопилась целая батарея скляночек. Из некоторых из них использована была лишь одна капля, но пузырек бережно хранился на полке. В общем, это та еще штучка, примерзкая, вечно ноющая (но якобы терпеливая) особа с прекрасным аппетитом. Ее автор не единожды сравнивает с коровой по этой причине и даже предполагает, что в ее желудке можно было бы найти жвачку. «У неё было пышное белое тело и мина святой. В ней что-то странным образом напоминало корову. Но она была очень благочестива. Может быть, это была священная корова.»

Такой замечательной войны еще не было… Ничто не могло помешать увлекательному процессу накопления «прибылей военного времени».

Все мужчины и горстка женщин, которые не заняты тяжелой работой, встречают войну баснословными прибылями и собственным представлением о патриотизме. Это место, где автор подсыпает в пороху в и без того острую тему борьбы с капитализмом. Джо Гоулен играет роль в романе мерила ценностей. Если Ричард Баррас сохраняет хоть какое-то свое благородство, то Джо не стесняется ничего и готов любыми путями прийти к своей цели. Не удивительно, что он приходит к ней. Роберт и Джо – вот два лица Борьбы добра и подлости.

Не бесплодно ли стремиться изменить пути масс, когда душа каждого отдельного человека остаётся скрытой, и недоступной, и неизменной?

Роман «Звезды смотрят вниз» охватывает события начала 20 века, когда пролетарская борьба краснела в европейских странах, а первая мировая война принесла большинству людей потери. В этих оргиях власти, денег и войны яркие, человечные герои читались с огромным наслаждением. Ненасытная жажда власти, стремление к приобретению, неутолимый человеческий эгоизм реалистично поданы и отлично проработаны. Суровая, по-шахтерски, мрачная концовка заработала дополнительный лайк. Получила большое наслаждение от качественного текста и сюжета.

***
Игра в классики, тур №8
***
ФМ 2017. За совет, book-shelf , от всей души спасибо!