Больше рецензий

Targos

Эксперт

Очень вредный критик

18 июня 2017 г. 14:48

723

3 "Меч и Радуга" - радость и печаль отечественного фэнтези начала 90-ых...

Хм….
Именно таким образом хочется начать повествование об этом литературном «чуде» Елена Хаецкая, она же Мэделайн Симонс, Ярослав Хабаров, Елена Толстая и пр…(всё псевдонимы) написала в 90-е годы (точнее с конца 80-ых)«Меч и Радугу» - книгу, почему то многими почитавшуюся, как икона отечественного фэнтези. Может у меня немного неправильное восприятие или слишком завышенные требования, но сиё произведение оставило двоякое впечатление. Данный литературный труд состоит из двух произведений: «Хелот из Лангедока» и «Хальдор из Светлого города». Давайте поговорим о каждом из них. Хочу предупредить, что в рецензии основательное количество спойллеров. Поехали.

Хелот из Лангедока
Основа текста приходится именно на эту составляющую книги. Написана из трёх частей, где нам повествуется немного о жизни и скитаниях странствующего рыцаря Хелота и его попадания в некоторый фэнтезийный мир, который ему удаётся спасти от уничтожения демиургом. Это вкратце. Теперь подробнее. Первые две части уделены начинаниям Хелота на рыцарском поприще, заключение в тюрьме одного влиятельного барона, освобождение его сыном-наследником Греттиром Датчанином, их диалогах и битвы с соседним графством, под чутким руководством Бьенпенсанты Злоязичной (семейным призраком Греттира, прабабушка, которая наставляет и нравоучает, чаще ворчит).

Персонажи вышли по себе забавными, но в тоже время какими-то недалёкого ума. Посудите сами. Два молодых человека: первому около 20, второму 13-14. Общаются на равных, плюс необдуманные поступки, излишняя кипящая кровь, странные выходки и мечтания- это только начала сумбура. Но это не страшно, даже порой интересно. Другое дело призрак. Вы когда нибудь читали о нематериальных существах, скачущих на лошади, любящих поесть, а точнее выпить и ворчащих по любому поводу? Именно в такой смеси. Я лично с этим ещё ни разу не сталкивался и надеюсь, что такое мне не встретится. Как то не канонично по отношению к паранормальному. Хотя образ получился ярким и неоднозначным, в прочем как и большинство. Но скажу честно, было написано забавно поначалу. Хотя намёков на фэнтези как таковых я не увидел. Всё походило на рыцарскую сагу. Другое дело, что произошло дальше…

А дальше Робин Гуд, точнее Робин из Локсли и его постоянно пьяная компания. В прямом смысле слова Хаецкая фактически резко переключается о приключениях в Шервудском лесе, приписывая Хелота. А если ещё точнее, взяла просто за основу известную историю о доблестных разбойниках- свободно переделывает на свой лад. Скажу честно – получилось отвратительно. Мне было читать абсолютно неинтересно о пьяных посиделках этой шайки в лице отца Тука, верзилы Джона и прочих; постоянных угрозах прирезать Хелота, его соплей и нюнь; разбойничьих баталиях с шерифом сэром Ральфом и Гаем Гисборном, плюс Гарсеран из Наварры (в последних двух кстати я постоянно путался, можно было как то проще написать). Единственной отрадой, это были эпизоды с отцом Сульпицием – местный аналог алхимика, целителя, чародея. И некоторые вкрапления сестры Гая – Дианоры. Но Хаецкой и этого показалось мало. Снова появился Греттир, которого вынужден выручать Хелот, его служба-рабство у Робина, спасение маленького мальчика от виселицы, разграбление обители (которая изжила крестьян). Появляется ещё один колоритный персонаж –Алькасар, сарацин (некое подобие Ваньки-дурачка). Тоже вышло не ахти. Там и некоторое подобие любовной борьбы за Дианору её бегство к Сульпицию. Мальчик Тэм Гили (снова буква Г аааааааа, реально запутаться можно, у Хаецкой явная любовь к 4-ой букве алфавита)- маленькая ипостась Хелота, юрок проверен и также не блещет умом, попадая в разные передряги.

Затем арест Алькасара, банда на краю гибели, спасение и прочее. Появление Гури Длинноволосого (прямо граф Монтекристо, читавшие поймут), снова какие то мелкие шашни разбойников и представителей власти, бунты. Но всё это получилось каким то нереальным и скучным. Получается повествование без какой либо сильной интриги. Складывается впечатление, что Хаецкая экспериментировала с написанием книги, пытаясь найти, что то такое своё, где ей удастся показать силу своей литературной мысли. Но пока, это выходит неудачно. (Позже кстати, я нашёл ответ этой авторской проблемы, чем был сильно обескуражен, но об этом позже)

Главный гвоздь номера, точнее книги, на мой взгляд, появление Моргана Мэгана, странствующего колдуна. Поначалу складывается впечатление, что у этого персонажа либо не все дома, либо простите – некоторое подобие синдрома Дауна, а может травка, какая-то хорошей оказалась – сложно сказать. Хоть этот персонаж дальше и раскрывается в третей части – равнодушным из читателей он точно ни кого не оставит. Благодаря его усилиям по просьбе отца Сульпиция, Дианору перемещает в свой созданный мир, в надежде её спасти от преследования. Заканчивается вторая часть грустненько, но, по крайней мере появились первые зачатки какого то фэнтези, которого пришлось слишком долго ждать. В общем и в целом впечатление пока складывается о произведении негативное. Основные моменты – это странная логика персонажей (или полное её отсутствие), путаница в названиях и акцентирование внимания на букву «Г», попойки, свободное трактование (перекаверкивание) сюжета о Шервудском лесе. Негусто и грустно.

Хочу отдельным пунктиком добавить, что сильно мне резало глаза название места событий – «НоттингАм». Не знаю, зачем Хаецкая поменяла букву довольно известного города НоттингЕма (то ли безграмотность по географии, то ли специально, хотя в последнее верится не очень), но это было ужасно. Город же известен своим футбольным клубом «Ноттингем Форест», травяным челленджером в теннисе, а она такая зараза..

Средняя оценка – 2

Третья часть для меня стала своего рода резким преображением стиля и повествования. Хелот с Тэмом Гили (неизвестно как вообще) попадают в фантастический мир Аррой, состоящий из большого леса, некоторого количества замков, рек и малого количества сказочных народов (Народ, гномы, тролли, великаны драконы). Всё это порождение пьяного бреда (в прямом смысле слова) Моргана – демиурга. Проблемы добавляет то, что ни кто не хочет ему поклоняться, предпочитая его мать Боанн. Из-за чего он решает устроить своему порождению Конец Света. А героям предстоит его остановить. Вот краткая основная суть сюжета.

Появляются новые персонажи Как барон-великан Теленн Гвад с Госпожой Имлах, фактически спасающие Хелота, а позже и его компаньона. Лаймерик, изгнанный представитель своего Народа, связующее звено в борьбе с Морганом. Надменный и лицемерный гном Лоэгайрэ и дракончик Лохмор (наверное травка всё таки, хочу добавить, что эти два персонажа и во второй книги Меча и Радуги окажутся), тролли Иллуги и Форайрэ плюс прочие представители этой расы (при чём сразу оговорюсь, что воспринимать их нам надо не в классическом варианте, а в изощренной ипостаси Хаецкой: какие то камни, пни, третий глаз и прочее. Сложно сказать, где ей такие привиделись). Ряд других персонажей, об них читатель узнает, если будет интересно. Ну и естественно Хелот, Алькасар (потерявший память), Тем Гили и Дианора, превратившаяся в аналог богини Фейдельм (где писательница все эти имена берёт?). Не забудем про странный рунический меч Секач…

Не смотря на большое количество огрехов (было бы странно, если их не было), эта часть и вправду вышла читаемой и интересной. По сути дела скажу прямо и откровенно: достаточно только прочитать её, чтобы получить удовольствие от отечественного фэнтези. Остальное тут лишнее и фактически не связываемое. Есть какое движение и интрига. Но однозначно видно, что Хаецкая пытается свой стиль наложить на другие известные произведения. И вот ей это удалось. Просто возникает один единственный вопрос- зачем надо было вводить до этого в сюжет Греттира и Шервудскую шайку – становится не ясным. А так получилась довольно милая светлая сказка для взрослых с добрым финалом.

Средняя оценка - 4

Вывод по Хэлоту из Лангедока: мудрости, написанной в аннотации я не увидел. Качественного юмора было очень мало. Были какие то непонятные шуточки и фразочки, но они во многих эпизодах смотрелись со скучным выражением лица. Не говоря о количестве выпитого пероснажами. Как будто больше не чего было добавить. Мораль просто: надумываете создавать миры, не злоупотребляйте алкоголем.

Предварительная оценка 3

Хальдор из Светлого города
Это небольшое произведение состоит из пяти маленьких частей. Но рассмотрим всё это дело в целом, так как противоречий и перескоков в повествовании фактически нет. Правда есть другое…

Существует Светлый город, окруженный плотным кольцом стен, поделённый на кварталы фактически по кастовой системе, а главное отрезанный от всего остального мира (миров) В силу пьяного дебоша, и удара по голове офицера, подмастерье Хальдор вынужден бежать, спасаясь бегством в Лес за стеной, в который чудом пропал после магического кратковременного исчезновения стены. Там он знакомится с нами уже известными персонажами гномом Лоэгайрэ, дракончиком Лохмором и Фейдельм, которые концептуально по книге не меняются. И тут чувствуется основной подвох… О нём также позже. Но главная встреча – это маленький (13 лет) барон Хельги из Замка Весёлой Стражи, с которым в итоге они братаются, возвращаются в город, что спасти мастера Гисли (это что на подобии начальника Хальдора и отчима в одном лице). Затем Хальдор попадает в беду, не успев выбраться из города, которого позже немножечко обновлённым составом придется выручать.

Про персонажей хочу отдельно добавить, что Хальдор вышел психом с набором каких то комплексов. Грубит, злиться, было желание, чтобы этот юнец головой расшибся об стену. При том, что кардинальных изменений в характере ждать не придётся от него. Раварта – вначале служанка у мастера Гисли, позже жена капитана (не хватило этого интересного образа. Видимо задумок было у писательницы много, но в конце концов, она по минимуму скомпоновала). Верзила Кьетви, капитан, с которым барон открывает страшную тайну Светлого города, пытаясь найти и спасти Хальдора. И ряд ещё более мелких персонажей, которые ни как не влияют на сюжет.

А теперь открываем главную тайну, о которой я вначале умалчивал. Хальдор из Светлого города был написан намного раньше Хелота. Таким образом перед нами своеобразный черновик. Причин тому несколько: многие куски текста буквально повторяют друг друга с Хелотом. В персонажах узнаются будущие прообразы. Например маленький барон – Греттир Датчанин, Один – некоторая вольная интерпретация Моргана, Хальдор - Хелот и т.д. Если бы Елена Хаецкая не стала экспериментировать с сюжетами, пытаясь переделать основательно и привязать начало о разбойниках, то вышло бы вполне добротное произведение.

Вывод по Хальдору из Светлого города: более удачный вариант, как в плане сюжета, так и в описании происходящего в некотором фэнтезийном мире. Хотя естественно со своими нюансами.

Средняя оценка – 3,5

Общий вывод по книге "Меч и Радуга". Повторюсь, что все составляющие книги оставили двоякое впечатление. Это непроработанность, метания в сюжете (в попытке склеить), странное ведение бестиария и вольные трактовки известного уже сюжета… Что то вышло оригинальным. Что то нет. Но советовать такую книгу я ни кому однозначно не буду. Это на любителя. Я не спорю, что в 90-е годы фактически не чего толком было читать. Но классическое фэнтези, хоть и зарубежное, ни кто тогда не отменял. Самое обидное, что интереса как такого при чтении не ощущается. А это основательный минус книге. С другой стороны – любопытно было глянуть, на одну из первых отечественных книг в этом жанре.

Итог - 3

картинка Targos

Данная книга была прочитана в рамках игры ТТТ. Тема Сверхъестественное. Большая благодарность за совет Zatv И прошу извинить, если не оправдал ожиданий в реакции на книгу )

Комментарии


Не за что извиняться. )
Это, действительно, первый опыт, со всеми присущими ему огрехами.
Для меня лично эксклюзивом в этой книге был пьяный демиург. Я нигде еще такого не встречал. И описан он очень колоритно.


Согласен на все 100. Образ Моргана однозначно колоритен и интересен. Вдобавок идёт пропаганда: меньшё пьёшь-меньше последствий :-)
Вдобавок, как с привидением. Оба персонажа не имеют аналогов в литературе ))


икона отечественного фэнтези.

К своему стыду вообще никогда о ней не слышал. На слуху в качестве "иконы" всегда как-то больше тот же Перумов был. Он, кажется, тоже начинал же в начале девяностых, если не путаю ничего.

нематериальных существах, скачущих

Хммм... действительно необычно) На ум приходит Всадник без Головы, хотя я его читал так давно, что уже не особо помню сюжет((


У меня есть знакомые, которые восхищены этой книгой. Да и в городской библиотеке, как ни странно стоит у нас в шкафу (т.е. книги, которые надо читать в зале, не на руки домой). Что по себе странно.

Перумова, как ни удивительно это не прозвучит, ни разу не читал. Для меня образец интересного славянского фэнтези - Юрий Никитин, с циклом о Троих. Который почитываю периодически. Хотя в 90-е была куда интереснее, чем сейчас это читать :-)

Всаднику далековато, до этого приведения из книги )))) Тут "уникальный" случай получился)
Зато фильм отличный, только недавно пересматривал )))