Больше рецензий

17 июня 2017 г. 13:55

771

5

Дебютный роман англичанки Джоанны Кэнон "Непорядок с овцами и козлами" продолжает ряд современных романов, децствие которых разворачивается в 60-70 гг. прошлого века. В данном случае - во время сильнейшей засухи, охватившей Англию. В одном селе живет девочка Грейс; ей 10, и на улице ей не с кем играть, кроме ее ровесницы Тилли, хрупкой девочки, перенёсшей тяжёлую болезнь. Грейс "берет шефство" над Тилли, ведь она такая наивная...Девочки почти каждый день летних каникул проводят в доме соседки миссис Мортон, пока мама Грейс "приляжет". Неожиданное исчезновение одной из соседок, миссис Кризи, вносит полный переполох во всех соседских домах. Маргарет Кризи ушла из дома без очевидных причин - значит, причины следует искать в прошлом. А прошлое, как выясняется, связывает всех соседей улицы страшной тайной.
Грейс и Тилли, услышав от священника, что Бог не даст никому заблудиться, оешают искать Бога (в пределах своей улицы), чтобы найти пропавшую. Сцены визитов этих милых девчушек перемежаются рассказами (от автора) о жителях деревни, их воспоминаниями о событиях девятилетней давности, а также диалогами с полицией и соседей друг с другом. В конечном итоге: пропавшая возвращается, Тилли снова заболевает, а страшная загадка открывается читателю.
Название относит нас к библейской притче (в Евангелии от Матфея) об овцах и козлах; девочки в ходе своего расследования понимают, что зачастую овцы совсем не овцы...
В романе мастерски переданы нюансы психологического напряжения, в котором вот уже девять лет живут почти все обитатели этой респектабельной деревенской улицы. Все беспрерывно наблюдают за улицей и своими соседями: их объединяет ненависть к соседу из 11 дома и страх разоблачения.
Мы видим запойную мать-одиночку и психологически забитую мужем домохозяйку; маму-лидера с сорокалетним сыном, превращенным ею в прислугу. Вдовец, страдающий от одиночества, продолжающий взращивать свой сад - с ним девочки узнают, что "вы решаете, что - сорняк, а что - полезное растение". Хозяин дома номер 11, социопат, подозреваемый всеми жителями улицы в педофилии, тоже встречается с девочками. Это самый глубокий и интересный разговор из всех, ведь Уолтер Бишоп проводит почти все время в одиноком наблюдении за окружающими, столь враждебными к нему. Он объясняет девочкам, что "люди обычно верят в то, во что верят другие. Они не ищут доказательств, им важно одобрение окружающих". Ирония в том, что именно эта фраза характеризует поведение Грейс: не замечая бриллианта (Тилли), ее мужрости и чуткости, она мечтает стать взрослой и "своей", как дочь выпивающей мамаши, Лиза Дакин.
Роман мастерски сочетает элементы детектива с классическим английским романом отношений. Пафос основной идеи снимается мягким юмором, а также "детским" голосом главной линии. Илея же в том, что нельзя судить без доказательств, нельзя терять человеческое свое лицо - идея старая, как мир, и актуальная во все времена.
Джоанне Кэннон удалось написать увлекательный и трогательный роман, который утверждает, что Бог - всюду, а мы всё продолжаем терять веру. Прекрасная книга.