Больше рецензий

13 июня 2017 г. 15:34

2K

5 Кто такой Джон Галт?

Были времена, когда люди боялись, что кто-нибудь раскроет секреты, которые неизвестны их ближним. Сегодня боятся, что кто-нибудь произнесет вслух то, о чем все знают.

Я часто встречаю рецензии, авторы которых говорят, что с удовольствием перечитали бы книгу еще раз сразу же после того, как перевернули последнюю страницу. Иногда и сама так пишу. И потому, что действительно чувствую такое желание, и для красного словца - это хорошо характеризует книгу, удается избежать большого количества лишних букв благодаря емкой характеристике. Но за всю мою немаленькую читательскую карьеру еще не случалось такого, чтобы я действительно фактически перечитала книгу второй раз сразу же после прочтения. До "Атланта". Это было вдвойне неожиданно, особенно после "Гимна" Рэнд, читанного когда-то очень давно и совершенно не впечатлившего, после моих многолетних опасений (5 лет в хотелках, 1560 страниц - это вам не хухры-мухры, монологи длиной в сотню с лишним страниц), дичайший разброс оценок - от хвалебных дифирамбов для язвительного скепсиса... Но я буквально за месяц заглотила "Атланта" в рамках ТТТ, а потом еще полтора месяца медленно и с наслаждение перечитывала те места, которые просто невозможно читать быстро, те, которые хочется обдумать и прочувстсвовать, которые потом хочется цитировать всем знакомым, да и вообще, разобрать книгу на цитаты - это как раз про "Атланта". Но давайте по порядку.

У термина "объективизм" есть два основных значения. Согласно старушке Вики:

Объективизм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм).
Объективизм — философия Айн Рэнд, основанная на принципах разумного эгоизма и экономической свободы (рационального индивидуализма).

О первом рассказывают в институте на лекциях философии, второй - сравнительно недавно вошел в обиход представителей пост-советского пространства и академического признания в наших широтах пока не дождался. Если коротко - то суть этой новой философии заключается в вознесении на пьедестал человека-творца, живущего исключительно за счёт своих творческих способностей и таланта. И на примере героев это монументального и шедеврального романа (готовьтесь, хвалебных эпитетов в этой рецензии будет много), Айн Рэнд показывает нам, насколько велико влияние таких людей на наш мир, каково их значение для цивилизации в целом и что может произойти, если в один прекрасный (а может быть - злосчастный) день в мире воцарится посредственность.

Сначала я не могла понять, в чем соль. Все начиналось как крепкий хороший роман, без малейшего намека на философию и антиутопию. По ощущениям очень напоминало "Трилогию желания" Драйзера. Та же американская предприимчивость, те же картины американского бизнеса... Все было ровно, чинно и размеренно, как путешествие на детском паровозике в парке развлечений. А потом в какой-то момент паровозик превратился в американские горки и унес меня в мертвую петлю. Роман очень быстро затягивает, привязывает как себе как крепкий наркотик. Он равно мере затрагивает и чувства, и разум. И со временем ты не только понимаешь философию Рэнд умом, но и чувствуешь ее всем сердцем. В общем, книга из тех, что однозначно не оставляют равнодушными, а значит несомненно заслуживающая внимания. Во время чтения я разрывалась между ощущением, что читаю что-то совершенно новое и в то же время безумно знакомое, родное и близкое, что-то, что я знала всегда, но никогда всерьез об этом не задумывалась. И поэтому роман меня очень зацепил. И не только своей философией, которая оказалась мне невероятно близка.

Рэнд переносит нас в мир, на первый взгляд ничем не отличимый от нашего. И постепенно, шаг за шагом погружает и нас, и обитателей этого мира в Хаос. И это делает "Атланта" одной из самых страшных антиутопий, которые попадались в мои руки. Здесь нет зеленых человечков и смертельных эпидемий - ничего из того, что обычно приходит извне и погружает мир в пучину хаоса. Здесь есть только человек и его безразличие и апатия, полнейшее отсутствие морали и, как следствие, страшный результат. Больше всего меня захватила дань, принесенная Рэнд гуманизму и идея человека, который имеет право на свободу, право заботиться о собственном счастье, право на развитие личности, которому никто не должен препятствовать, и право на стремление к совершенству. Есть очень много отсылок к философии Аристотеля (незря некоторые из героев романа периодически попадаются нам на глаза с томиком его "Философии" в руках), а именно афирмация разума, возвышение логики и тщательнейшая проверка тех тезисов, на которые мы опираемся, пытаясь прийти к неким умозаключениям. Ну и сама Рэнд отдает дань Аристотелю, использовав названия трех его законов формальной логики в качестве названий частей романа.

Героев Рэнд нередко обвиняют в том, что ее герои нереалистичны и наделены чертами, которые редко встречаются у реальных персонажей. Главные герои Рэнд - бунтовщики, идеалисты, выдающиеся и талантливые личности, они сосредоточены на собственных чувствах, отдают себе отчет в таланте, силе и чувствах, которыми наделены.. Они те, за приключениями которых мы следим, затаив дыхание - люди неординарные. Понятно, что некоторыми чертами характеры они были наделены, чтобы более наглядно показать философские идеи Рэнд, но в целом положительные персонажи оказались вызывающими симпатию и сочувствие. В отличие от классических персонажей русской классической литературы, герои Рэнд готовы бороться за свое право на любовь, счастье, успех.

На примере Дэгни, Франциско и самого Джона Галта, Рэнд открывает нам всю глубину заблуждения, возносящего альтруизм на вершину моральных качеств, которыми должен быть наделе человек, показывает ошибочность утверждения, что отказаться от собственного блага в пользу другого человеческого создания - это наивысшее из возможных благ, смеется над понятием "общественного благосостояния" и "общественного благополучия" и вообще разносит в пух и прах идею кооллективизма, которая до сих пор отзывается в серце и душе пост-советского человека мечтательным тихим эхом: "Все вокруг колхозное, все вокруг мое". Да и вообще, я не удивлена, что большое количество критики на этот великолепный роман - российского происхождения. Да, сложно рассуждать о частной собственности и верховенстве личности там, где их нет, и сложно представить себе нормального американского/европейского коммерсанта, если Франциско Д'Анкония или Хэнк Реарден в твоих широтах выглядят как Березовский, Абрамович, Фридман и иже с ними.

Я затрудняюсь определиться, насколько важной была эта книга для Америки конца 50-хх (а именно тогда "Атлант" увидел свет), но она очень важна для тех стран, которые сегодня только ищут свою дорогу к благосостоянию. Важна для тех обществ, в которых люди искренне хотят научиться уважать чужие чувства и интересы, но и не готовы поступиться своими. Важна для тех людей, которые хотят считать себя цивилизованными и просвещенными. Важна для тех, кто ищет в себе силы бороться с прокрастинацией и кто пытается восстановить веру в свои собственные силы. Она помогает нам понять тех бизнесменов, которыми мы восхищаемся читая их биографии и мемуары - Ричарда Бенсона, Стива Джобса, Билла Гейтса. Тех, кто изменял наш мир и, изменяя его, изменялся сам. Атлантов нашего времени. Великолепная книга, must read.

P.S. Ну и попробуйте меня теперь назвать эгоисткой. Отвечу "эмоциональным каннибалом")

Клянусь своей жизнью и любовью к ней , что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня.

#ТТТ. 2017. Тур №1. Лучшее из моего виш-листа. Совет от NurreTabernacle
#Игра в классики. Тур №8. Ход 5. Свободный выбор

Комментарии


вот знаешь, я читала лет десять назад, и всю книгу меня не покидало ощущение фальши, будто автор рисует себе идеальную картинку и заставляет читателя в нее поверить, а жизнь она того, не идеальная. Сама Рэнд, будучи старушкой, охотилась за социальными пособиями и рак легких лечила за счет государства, а в книгах своих декларировала эдакий социал-дарвинизм.


Все философы такие :)

"Ты живешь не так, как рассуждаешь", – скажете вы. О злопыхатели, всегда набрасывающиеся на лучших из людей! В том же обвиняли и Платона, Эпикура, Зенона, ибо все они рассуждали не о том, как живут, а о том, как им следовало бы жить. Я веду речь о добродетели, а не о себе; и если ругаю пороки, то в первую очередь мои собственные: когда смогу, я стану жить, как надо. (с) Сенека "О блаженной жизни"

Тем не менее некоторые другие объективисты оставались последовательными в своих идеях до конца. Любишь медок, люби и холодок :)


Ну не знаю) Я литературные произведения редко рассматриваю в тесной взаимосвязи с личностью автора. А то так и Андерсена читать невозможно было бы))