Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

11 июня 2017 г. 21:44

906

5 Хищная страсть обжигающей любви.

Это неверно, что любовь все оправдывает, что это обязательно чистое и светлое чувство, что любовь очищает душу, дает проявиться самому лучшему в человеке, самому возвышенному. Это ложь, что любовь заслуживает безоговорочного доверия, что за ней надо следовать вопреки всему, несмотря ни на какие препятствия. Это неправда, что за любовь надо обязательно бороться. Это не так.
Любовь может отравлять вашу жизнь, источать яд каждый день и каждую минуту. Любовь способна лишить разума, рассудка, сил. Любовь может быть преступной, запретной, обреченной на провал с первых секунд. И что толку напоминать об этом, говорить себе «опомнись», предупреждать, избегать, отрицать, спускать метафорических псов общественной морали …  Если предмет любви замужняя женщина, если Она старше Его на 17 лет, если влюбляешься в дочь старого друга, юное создание, младше на 29 лет, если ты сам несвободен… Это и есть тёмная запретная любовь. За которую нельзя бороться. Которой нельзя доверять.

1880 год. Марк Леннан учится в Оксфорде, но втайне мечтает стать скульптором. Это непорочный восторженный юноша, с открытым взглядом, полным доверия и искренности, непосредственный, умный, еще ничего не знающий и не испытавший. Через месяц ему исполнится 19 лет. Он полон надежд и сил. Его сердце готово любить… Пришло время его Весны. В прямом календарном смысле и переносном, символическом. Весна его жизни… Рождение первых чувств… И будет горячее поклонение, будут темные, загадочные глаза, будет нежная женская рука в ладони, столь тонкая и трепетная, что ему будет казаться, что это ее сердце он держит, чувствуя пульсирование крови. И будут темные цветы, лепестки душистой гвоздики, которые она осыплет на его голову, лицо и плечи… И будет дарован еще один цветок… Символ ее любви. Символ темной страсти. Знак, под которым ему суждено будет прожить всю оставшуюся жизнь.

«Темный цветок» - почти учебник по запретной любви. Энциклопедия преступных чувств. Голсуорси напишет об этой любви восхитительным, потрясающим языком. И не будет даже намека на пошлость или банальность, не будет даже мысли о том, как это все затянуто и неправдоподобно, не будет сомнений в том, что все это действительно могло произойти. На каждой странице английский классик будет описывать даже мимолетное движение души в этот невероятный момент – пробуждения любви. С почти анатомической точностью будет разложена женская психология. И потрясение, и страх, и ярость, унижение, стыд, безоглядная страсть, боль, тёмное счастье, и разочарование, отчаянье, прозрение. «Она засмеялась, чтобы не заплакать». Женщины переживают такую любовь иначе, чем мужчины, но Голсуорси гениален. Он заглянул в самую пропасть женских глаз, в самые далекие тайные мысли, в те самые желания, в которых порой даже себе трудно признаться, а уж тем более нестерпимо говорить об этом вслух.

Дальше...


А еще меня поразила эта аллегория с цветком страсти. И буквальные действия. Нежный дождь из лепестков гвоздики среди загадочных сосен Тироля. Благоухание в петлице. Он хранит этот цветок после долгое время, дорожит им, целует, оберегает. Темные цветы во второй части книги как верные спутники его любви. Он воспринимает их как должное, уже без пиетета, но с полным признанием их красоты и величия. И вот Осенью, в третьей части – он в ужасе сжимает в руках темную гвоздику, которую ему только что подарила волшебная девушка. Он стремительно идет в свою комнату и не в силах справиться с силой страха, сжигает цветок в пламени свечи, наблюдая как нежные лепестки обугливаются и опадают. Ах, как много смысла, как многозначительны эти символы… И это принятие, восторг первой любви, и упоение главным чувством, и бегство, буквальное трусливое бегство, когда главный герой достигает зрелого возраста и думает, что страсть осталась позади, боится новой любви…

Писатель не выносит приговора, не оправдывает и не защищает. Он пишет о человеке, которого охватило «чувство, что его тянет куда-то прочь от самого себя». Он понимает, что эти сомнения чужды тем, кто не проживал подобного.

« – Я хотела спросить тебя: ты сейчас счастлив?
– Конечно.
Что еще мог он ответить? Рассказать о тревоге последних месяцев, смешной для всякого, кто не испытывал такого чувства, значило бы только взволновать и встревожить ее без нужды…»

Голсуорси не будет союзником ни для Марка, ни для тех несчастных женщин, которые отдались преступному чувству. Но сама книга, все эти мысли, этот долгий кропотливый труд души, которая сдается новому чувству – все это уже неведомый союзник для того несчастного, который возможно пережил подобное… «Они двое обречены любить – и не любить!». Понимаете, что хотел сказать Голсуорси? Вы видите этот знак равенства? Вы слышите этот фатализм?

Невероятно сильная, цельная, глубокая, гениальная книга. Удивительное знание души, поразительное знание борьбы сердца и рассудка. Страсть, которая сжигает. Любовь, которая приносит боль… Ей нельзя верить, помните?

Это рецензия из моего жж