Больше рецензий

antonrai

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2017 г. 09:38

2K

5 Вертер, Незнайка и Наполеон (не считая Толстого)

1. Вертер и Незнайка

Часа два просидел я на плуге, погрузившись в творческие раздумья…

Первая часть, точнее даже первая часть первой части (а именно все, что предшествует знакомству Вертера с Лоттой) – само совершенство. Ее символ – Вертер, попивающий кофе и читающий Гомера, пока все кругом работают. Этот Вертер живо напомнил мне Незнайку: «Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал». Правда, страдания юного Незнайки начнутся только ближе к концу книги Носова, да и собственно с Синеглазкой они не связаны. В свою очередь мысли Вертера уже и в этот идиллический период довольно точны и мрачны:

Удел рода человеческого повсюду один! В большинстве своем люди трудятся по целым дням, лишь бы прожить, а если остается у них немножко свободы, они до того пугаются ее, что ищут, каким бы способом от нее избавиться. Вот оно – назначение человека!

Незнайка, вроде бы, ни о чем таком не думал. Ну так Незнайке повезло – он ведь живет при развитом коммунизме, тогда как Вертер – представитель все увереннее загнивающей аристократии. Однако, при любом строе, лучшим из литературных героев оказывается бездельник – это, можно сказать, почти научно доказанный факт. Хотите его опровергнуть? Попробуйте:)

2. Вертер мрачный и Вертер веселый

Вообще, разобраться в общем мироощущении Вертер довольно непросто. Главным человеческим грехом он считает «мрачное настроение», однако его собственные настроения светлы лишь поначалу, да и в этот период, как я указал, он склонен видеть все скорее в трезво-мрачном, чем в опьяненно-розовом свете. Как разрешить эти противоречие? С одной стороны,

Дальше...

Вертер просто избалован жизнью и пока еще не знает, что значит действительно оказаться под властью душевного мрака (скоро узнает) – отсюда все его поверхностные сентенции в духе популярной психологии:

— Дурное настроение сродни лени, оно, собственно, одна из ее разновидностей. От природы все мы с ленцой, однако же, если у нас хватает силы встряхнуться, работа начинает спориться, и мы находим в ней истинное удовольствие.

Особенно смешно это звучит из уст в поте лица попивающего кофе Вертера. Но даже и здесь Вертер, конечно, не столь поверхностен. Его основная идея состоит в том, что раз уж люди и так сговорились, чтобы портить друг другу жизнь – то не надо поддаваться этому общему тренду и, если только можно быть счастливым – надо и самому им быть и другим жизнь не отравлять. Таким образом, Вертер выступает не за то, чтобы сохранять вечно улыбающийся популярно-психологический декорум, а за то, чтобы от души радоваться, если уж есть чему (ведь поводов для радости и так немного). А с такой позицией, я думаю, уже можно и согласиться. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь. Не дайте жизни стереть подлинную улыбку с вашего лица. Внутренний мрак всегда прилагается. Как и окружающая бессмыслица.

(Не в этом ли и состоит отличие между утверждением подлинной радости от мнимой? Популярно-психологическая улыбка подразумевает отрицание внутреннего мрака. Подлинная улыбка собственно из этого мрака и прорастает – если человек оказывается достаточно силен для того, чтобы все же улыбаться).

3. Вертер и Позднышев

Нет, все хорошо! Все отлично! Мне быть ее мужем! О господи боже, меня сотворивший, если бы ты даровал мне это счастье, вся жизнь моя была бы беспрерывной молитвой. Я не ропщу, прости мне эти слезы, прости мне тщетные мечты! Ей быть моей женой! Если бы я заключил в свои объятия прекраснейшее создание на земле…

… Сказал Вертер, женился на Лотте и… превратился в Позднышева! Как вы думаете, это вероятно? Конечно, они очень многим отличаются, и все же… А знаете, что меня побудило сделать данное сравнение? Сцена с фортепьяно и Лоттой:

Послушай, пойми меня, я погибший человек, я не в силах более терпеть! Сегодня я сидел у нее… я сидел, а она играла на фортепьяно разные мелодии, и в игре ее была вся глубина чувства. Вся, вся! Как это передать? Сестренка ее наряжала куклу на моем колене. У меня в глазах стояли слезы. Я нагнулся и увидел ее обручальное кольцо. Слезы брызнули из глаз моих. И сразу же она перешла на ту знакомую, старую мелодию, полную неземной нежности, я в душу мне пахнуло покоем, и вспомнилось прошедшее, те дни, когда я впервые слышал эту песню, а дальше началась мрачная полоса тоски, разбитых надежд, и потом… Я вскочил и зашагал по комнате. Я задыхался от нахлынувших чувств. «Ради бога! — вскричал я, в бурном порыве бросаясь к ней. — Ради бога, перестаньте!» Она остановилась и пристально посмотрела на меня. «Вертер! — сказала она с улыбкой, проникшей мне в душу. — Вертер, вы очень больны; даже самые любимые блюда противны вам. Уходите! И, прошу вас, успокойтесь!» Я оторвался от нее и… господи! Ты видишь мою муку, ты положишь ей конец.

Что играла Лотта? Крейцерову Сонату, конечно! Правда, она еще не была написана, но это мелочи :) Можно и так повернуть сравнение, что Альбер – это Позднышев, а Вертер – заезжий Трухачевский, но вариант с Вертером-Позднышевым мне «нравится» больше – в силу его абсурдно-реалистичности.

4. Эффект Вертера

Вот еще задачка – разобраться со значением «эффекта Вертера». Мол, Гёте написал, а многие «Вертеры» после этого свели счеты с жизнью. Эффект этот, вообще говоря, считается научно обоснованным. Но что говорится в обосновании? – что количество самоубийств возрастает по факту всякой растиражированной (преимущественно СМИ) истории какого-то самоубийства. Отсюда сразу же становится понятно, что «Страдания юного Вертера» оказывают «эффект Вертера» вовсе не как художественное произведение, но просто как нечто растиражированное, как новостная программа или блокбастер. Отсюда же, собственно, претензий к «Вертеру» как к произведению искусства быть не может. Если «Вертер» может ставится на одну доску с программой новостей или газетной статьей, то, очевидно, это не газетная статья-телепрограмма поднимается до уровня «Вертера», а «Вертер» низводится до уровня газетной статьи. В остальном, конечно, все равно ситуация довольно щекотливая. Каково это - знать, что из-за твоих слов, пусть и совершенно дурно воспринятых, кто-то может свести счеты с жизнью? Здесь, я думаю, у художника может быть еще одно извинение – он не вполне властен над своим творением. Всякий крупный художник, начиная работу как самодержец, заканчивает ее как невольник. Художник создает образ, а Образ подчиняет себе художника. И, если Вертер должен покончить с собой, то что остается делать Гете? Он должен это записать. Это не прихоть Гете, это требование Искусства. Если Вертер не покончит с собой, то и страсть его не станет «вертеровской»! Эффект Вертера, новая редакция…

5. Гете и Наполеон (Толстой в уме)

Наполеон, как известно, читал «Страдания юного Вертера» и даже не просто читал, но зачитывался этой книгой. Однажды, приехав погостить в Веймар (вместе со своей армией) он решил навестить и Гёте. То есть он решил, что Гете следует навестить его (не пристало императору кого-то там навещать) и так состоялась историческая встреча, отчет о которой вы можете прочесть по ссылке. А я думаю – вот в чем разница между Гете и Толстым: Гете можно представить себе беседующим с Наполеоном в завоеванной «Германии» (я, правда, уж простите, не знаю, на что она тогда была в точности похожа, со всеми этими Пруссиями и герцогствами), Толстого же никак нельзя было бы представить (даже отправив того в прошлое) беседующим с Наполеоном в завоеванной России. Собственно, «побеседовать с Толстым» и «завоевать Россию» – примерно равно-несбыточные мечты. А почему? Потому что Россия для Европы – чужая. И была чужой, и остается чужой. А «увы» это или «не увы», решайте сами:) картинка antonrai

Комментарии


Отличная рецензия) В ней нашлось место и юмору, и печали.
Кстати, не знала, что Незнайка жил при развитом коммунизме, а ведь неплохое было местечко, если верить сказке)))

(Не в этом ли и состоит отличие между утверждением подлинной радости от мнимой? Популярно-психологическая улыбка подразумевает отрицание внутреннего мрака. Подлинная улыбка собственно из этого мрака и прорастает – если человек оказывается достаточно силен для того, чтобы все же улыбаться).

Глубокая мысль, вполне можно согласиться. А вообще "Страдания юного Вертера" меня не особо тронули, скорее интересно было размышлять на тему того самого психологического эффекта. Я думаю дело было не только в растиражированности, но и она, конечно, сыграла свою роль.

Сказал Вертер, женился на Лотте и… превратился в Позднышева! Как вы думаете, это вероятно? Конечно, они очень многим отличаются, и все же… А знаете, что меня побудило сделать данное сравнение?

Почему нет? Вполне вероятно. В таких случаях мне кажется вообще трудно предсказать, что было бы если бы... и т.д.


Спасибо за оценку! Мне Вертер, помню, как-то сразу понравился, - ну неравнодушен я к личностям, предающимся размышлениям, сидя на плуге:) А вот рецензия долго не писалась, недавно уж специально перечитал, чтобы написать и опять отложил, только теперь и вышло. Не знаю почему так.


Так бывает) Например, я иногда берусь одновременно за несколько статей или рецензий (не специально, просто так выходит), а потом неделями все это разгребаю. Сейчас вот работаю над серией статей по Гоголю)


По Гоголю - это очень интересно. Априори:)


Пока не решила, буду ли публиковать это на сайте, я много пишу просто для себя на интересные мне темы. А на ЛЛ если и выкладываю серьезные работы, то сильно сокращенные, потому что и в историях, и в статьях есть ограничения по объему текста)


Как бы не решила - все равно публикуй:)


Надо же, вы упоминаете три великих произведения, которые я не читал :)

Оказывается, кое в чём моя бабушка напоминает Наполеона :)))
"Страдания юного Вертера" всегда лежали на её туалетном столике. И давно лежали. На обложке можно было разобрать буквы и картинку с трудом, а текст был набран с ятями :))) Похоже, за 90 с лишним лет бабушка выучила эту книжку наизусть. А я так и не удосужился её прочитать. Вот ведь как бывает!
Две другие тоже не читал, но я в принципе знаю все три. Да, так тоже бывает :)))

Хорошо, что Наполеон не поддался эффекту Вертера. А то мы бы до сих пор пользовались аршинами и верстами вместо метров :)

Может быть, собраться наконец с силами и прочитать этого несчастного Вертера? В память о бабушке. Просто взять и прочитать -- прямо со всеми ятями :)))


Ну я, понятное дело, голосую - за. Очень интересно будет прочесть вашу разгромную рецензию:)

А то мы бы до сих пор пользовались аршинами и верстами вместо метров :)

Плюс лишились бы национального праздника "День взятие Бастилии", то есть "победа при Бородино" (Наполеон негодует - какая такая победа?) - а вместе с этим и "Войны и мира"! Нет, история русской литературы без Наполеона немыслима:)


В моей давнишней компании отмечали два нестандартных праздника.
День космонавтики 12 апреля -- это не особенно интересно, просто мы все имели определённое профессиональное отношение в этому делу.
А второй -- День Бастилии. Это оттого, что в том вузе, что мы все закончили, 14 июля было последним днём, когда можно было без последствий пересдавать хвосты за весенний семестр :)))


Понятно. У меня с "днем взятия Бастилии" одна ассоциация - из фильма "Любовь и голуби": "День взятия Бастилии впустую прошел" :)


Вы не поверите!
Я -- единственный из рождённых в СССР, кто не смотрел "Любовь и голуби" :)))
Знаю, что фильм знаменитый, но не смотрел. Ещё и "Покровские ворота" не смотрел :)))


Верю на слово, помню, что вы вообще кино не жалуете:)


Вертер-Позднышев - это не так уж абсурдно. С задумчивым романтиком жизнь еще и не такое может сделать.


Особенно семейная жизнь:)


Романтизм и семейная жизнь сочетаются как демократия и императорская династия )


К сожалению у Гете не было своей Софьи Толстой, чтобы довести его до состояния крейцеровой сонаты. Софья оставила после себя дневники. Но старческий троллинг у Гете и у Толстого похож и скорее всего имеет одинаковую природу. Позднышева по сути можно сравнивать с Мефистофелем, а не с Вертером. То есть, с более поздней версией Гете. Вертер - это Анна Каренина. Они и кончили одинаково


У Вертера вопрос свободы (читай "правил") рассматривается, тогда как у Незнайки его нет вообще. Незнайка - это символ естественной свободы, здорового детского разгильдяйства, где нет смысла говорить о том, что человек дышит.

Вообще, у Носова довольно много отсылок к классикам. Например, Незнайка и Козлик смотрят фильм "о семи задушенных и одном утонувшем в мазуте". Явное глумление над Леонидом Андреевым


2. Вертер мрачный и Вертер веселый

по сути это одно и то же. Например, песни по поводу Смоктуновского, который "сыграл таких разных Гамлета и Деточкина". Гамлет и Деточкин - это как раз и есть Вертер веселый и Вертер мрачный


Думаю, эта теория неопровержима!


Потому что Россия для Европы – чужая.

совершенно верно. То есть, это всего лишь предвзятое отношение. Так, кстати, можно данную логическую цепочку по кругу соединить. Толстой ненавидел Шекспира и это только поза. В них так много общего и он должен был Шекспира хорошо понимать. То есть, Толстому не нравилось именно то, что они похожи


А вот тут не соглашусь. Думаю, Толстой не любил Шекспира вполне искренне и без всякой позы. Проблема в том, что не любить Шекспира без позерства невозможно, в силу того места, которое занимает Шекспир в истории литературы. Отсюда и всякое искреннее неприятие превращается в позерство - мол, я Шекспира не люблю, вот я какой!


Все же я лучшего мнения о Толстом. Он всегда и везде долго и скрупулезно изучал вопрос, на все имел собственное мнение. Вообще, конечно, все наши рассуждения применительно к Гете - Толстому - Шекспиру никуда не годятся, можно только выводы использовать, ибо технологии у этих людей совершенно иные. Как, правда, исключать логическую часть - это я не знаю. Но Толстой был прав в "Исповеди". Если речь идет о душе, то логика в качестве инструмента не годится. То бишь - этих людей стоит оценивать с точки зрения широчайшего эмоционального спектра (опять на логику скатился)


Ну хоть сами-то "Страдания..." Толстой точно любил, во всяком случае на каком- то жизненном этапе. А логику лучше не исключать, - итак ее все время отовсюду исключают.


Самоубийство - это то, что Толстой не мог одобрить в принципе. Хотя, с моей точки зрения, самоубийство не имеет в "страданиях" никакого значения. Тем более, что его и не было. Максимум, что могло быть - как с этим попугаем
картинка Shishkodryomov


Все, что написано, становится художественным фактом. Попугай - это писатель, пишущий о Вертере, а Вертер должен сгинуть "взаправду".


Ну, не все. Часто читатели находят прорехи в тексте, что-то неестественное и нелогичное. Это касается, например, Гончарова. Веру в Вертера доказали многочисленные суицидники, но по моему глубочайшему убеждению, Вертер здесь не при чем. Так люди часто совершали подвиги по каким-то своим мотивам


Суицидники черт-те знает что доказали, я не могу до конца понять - что. Про неестественное согласен, художественной становится все, что убеждает. Хотя тут тоже нужны уточнения; то, что Вертер покончил с собой - по любому факт. Но в отношении некоторых событий в литературе, очевидно, можно сказать - факт, но не правда:) Правда, Вертера это все же не касается.


Песня "Граница" группы "Отпетые мошенники" и Агутина ощутимо увеличила очередной призыв в армию. Факт. Если мне кто-то скажет, что "Отпетые мошенники" и Агутин тут же пошли в армию, то я пойду и повешусь как Вертер


Наполеон у Гете подпитывался той самой демагогией по поводу свободы, которая ему была необходима в качестве лидера. Наполеон должен был казаться справедливым, правильным и всякое такое. Естественно, ничего подобного у самого Наполеона сроду не было


Да ему просто в Египте делать было нечего, вот и читал Гёте. А так как роман короткий - пришлось перечитывать много раз:) В России можно было бы за "Войну и мир" взяться - к концу похода вполне можно было прочитать.


Насколько помню, он читал его часто и в течении всей жизни. Но это скорее всего версия самого Наполеона. Он был брехун


Ну, это ведь не политический вопрос, так что может и правда:)


О, брехня не была для Наполеона работой. Одни отношения с Жозефиной чего стоят


Вообще, разобраться в общем мироощущении Вертер довольно непросто

Чего там разбираться? Он просто ёбнутый парень — тут и к гадалке не ходи.


Так именно в мироощущении таких вот вами-указанных парней почти только и стоит разбираться:)


Хех, да, тут это точно подмечено :) Но "Вертер" лично мне показался просто инфантильной жертвой эпохи, собственной мнительности и всякого такого прочего негативного.


Это скорее как раз про Незнайку:) (если мнительность заменить на "любопытство")


Незнайка здесь как иллюстрация теории о единстве противоположностей. Борьбы же никакой не будет. Незнайка наваляет Вертеру очень быстро. Один такой "вертер", Листик, в очках и с книжкой уже свое отхватил. Я бы его так ослом и оставил


Ну, помнится в реальной драке он даже и Гуньке не смог навалять, а с помощью ВП кто хочет кому хочет наваляет:)


Не, это один лишь прецедент, говорящий о том, что драки шли с переменным успехом. Сам факт драки говорит о том, что результат непредсказуем. Если кто-то постоянно побеждает, то и не дерутся. И Носов использовал эту ситуацию с тем, чтобы показать - где в нашей стране валяется справедливость


В вашей рецензии я прямо почувствовала влияние Уайльда, в особенности на " эффекте Вертера" и ваших словах о художнике. Прямо эхом вторит его голос. Если вы в его произведениях находите особую красоту, то я советую вам "Балладу Редингской тюрьмы". (должно быть, вы знакомы с ней?)