Больше рецензий

6 июня 2017 г. 14:18

1K

0 Интересно о не самом интересном: путеводитель по советской модернистской архитектуре

О Москве и её архитектуре написано немало. Интересующийся читатель может найти книги как о выдающихся образцах белокаменного строительства, о дворцах петровской эпохи, о церквях и, конечно, о всех перестройках и преобразованиях Кремля, так и о конструктивистских зданиях и сооружениях 1920-х, о знаменитых сталинских высотках, о строительстве метро… Об объектах же, возведённых в столице в период «оттепели», «застоя» и далее вплоть до конца 1991 г. традиционно написано немного.

На это обращают внимание и авторы справочника-путеводителя, который на самом деле, пожалуй, представляет собой не совсем путеводитель, а нечто гораздо большее и, несомненно, очень увлекательное и интересное. Анна Броновицкая, специалист по советскому градостроительству и архитектуре, и архитектурный критик Николай Малинин написали книгу о памятниках архитектуры периода модернизма, не только рассказав об истории их постройки и описав их особенности, но и поведав об идеях и замыслах, которые авторы проектов вкладывали в будущие сооружения, об образцах мировой архитектуры, на которые ориентировались матера, о возникающих в процессе строительства сложностях и их преодолении. Рассказ получился очень увлекательным и познавательным.

Московская и, пожалуй, шире — советская архитектура периода модернизма, к которой авторы книги относят здания и сооружения, построенные в период с 1955 по 1991 г., обычно пользуется гораздо меньшей народной любовью и популярностью, нежели, например, конструктивистская, а также монументальная сталинская архитектура. Не удостаивают эти объекты вниманием и исследователи. Причин этому может быть несколько. Кому-то описанные в книге архитектурные объекты служат живым каждодневным и, вероятно, не самым приятным напоминанием о Советском союзе, о котором далеко не все нынче вспоминают с сожалением. Отчасти отсутствие интереса может объясняться не слишком презентабельным внешним видом большинства объектов, связанным с невысоким качеством использовавшихся при постройке материалов и неподдержанием зданий в надлежащем состоянии долгие годы – не до того было в постперестроечное время.

Однако авторы справедливо отмечают, что архитектуре советского модернизма стоит уделить внимание, так как сама история планирования и проектирования этих сооружений очень занимательна. Внимания заслуживают смыслы и идеи, которые авторы проектов вкладывали в свои работы, надежды, которые они возлагали на сооружения, часто призванные знаменовать собой новую эпоху, и на перемены, которые эпоха должна была принести…

Читать об описываемых зданиях в самом деле очень интересно, потому что авторы рассказывают о каждом из них массу занятного. Так, идея создателей монумента покорителям космоса на ВДНХ заключалась в том, что авторы её хотели зафиксировать в неподвижности след, который оставляет за собой взлетающая ракета. Многие руководители учреждений, для которых строились новые здания, непосредственно участвовали в их проектировании и строительстве: Юрий Любимов и Наталия Сац были практически полноценными соавторами проектов своих театров – на Таганке и детского музыкального соответственно, внося предложения относительно постройки и декора, а директор Московского хореографического училища Софья Николаевна Головкина самолично выбирала территорию для своего учебного заведения, ездила по стройкам и согласилась в итоге далеко не на первый вариант! А в здании НИИ «Гидропроект», который должен был стать достойным конкурентом американских небоскрёбов и был построен с использованием новейших строительных технологий, была совершенно не разработана система вентиляции и регулирования температур, в результате чего летом в здании было очень жарко, «а кабинеты оказались заполнены стыдливыми тазиками с водой». Все эти детали, возникающие в процессе планирования и строительства дискуссии, обсуждения, проблемы и поиск их решения, описаны в книге и создают тем самым целостное впечатление от рассказа о том или ином памятнике московской модернистской архитектуры.

Книгу интересно читать также во многом благодаря потрясающе увлекательному, не лишённому юмора и в каком-то смысле очень поэтичному языку, которым она написана. Для меня вообще было открытием, что об архитектуре можно писать такими словами. Я не могла раньше представить, например, что каменную, бетонную постройку можно описать словами «упругая», «воздушная», «прозрачная», и это на самом деле будет так, эти эпитеты не будут выглядеть чужеродными или неуместными. Или же о застеклённом фасаде говорится, что он воплощает идею взаимопроницаемости внешнего и внутреннего пространства. Или же, к примеру, кинотеатр с плоской крышей, по мнению авторов книги, смотрится статично, но стоило архитекторам крышу «приподнять» под углом, как всё здание «снялось с места и полетело», то есть обрело воздушность, динамичность облика. Недаром один из рецензентов книги назвал её «архитектурным романом» — она и в самом деле читается как увлекательный роман, как художественное произведение. Я считаю, что это подлинное мастерство – уметь рассказать о не самых популярных и интересных объектах столь живо и увлекательно.

Сейчас очень мало из описанного авторами признано объектами культурного наследия, да и едва ли многое постигнет эта участь… К моему большому сожалению, так как после прочтения я посмотрела другими глазами на знакомые мне не понаслышке образцы построек эпохи модернизма в Москве – в книге описаны мой «родной» первый ГУМ МГУ, цирк на проспекте Вернадского, Центральный дом художника, МХАТ имени Горького и многое другое. И сейчас в своих прогулках я ловлю себя иной раз на том, что подмечаю невольно во встречающихся мне зданиях разнообразные детали построек того времени: панорамное остекление, железобетон, стемалит. Да и в целом после прочтения столь интересной книги об архитектуре начинаешь присматриваться к окружающему тебя городскому пространству, находить интересные архитектурные решения и видеть на первый взгляд незаметные детали, задумываться о назначении того или иного элемента и в целом о замысле архитектора и проектировщика. Если такое воздействие оказывает книга, значит, вероятно, она написана не зря.

Оригинал рецензии на сайте блога «Радуга чтения»