Больше рецензий

5 июня 2017 г. 20:07

2K

1 Пособие: как не надо писать триллеры/ужасы

В небольшом провинциальном городе под названием Дерри начинают убивать детей. Это всё дело рук не какого-нибудь полоумного маньяка, а страшного монстра, который живёт под городом очень долго. Дольше, чем человечество. Этот монстр может принимать любую форму, любой вид, воздействовать на сознание, гипнотизировать, подчинять своей воле. Про пол этого монстра сложно сказать что-то определенное, вот его и называют «Оно». И бороться с этим монстром решают семеро маленьких детей, которые встретились с монстром и смогли выжить.

Тем, кто не читал книгу, лучше не читать мой отзыв. Просто чтобы объяснить, что мне в этой книге понравилось, а что не понравилось, мне придётся раскрывать некоторые сюжетные детали. Хотя, Кинг сам постарался и сам же спойлерил в своей книге с первой главы. И если вы не читали эту книгу, то мне кажется, что она понравится следующим людям:
- любителям творчества Стивена Кинга, потому что в этой книге есть всё его фирменные приёмы и вообще не раз встречал мнение, что это чуть ли ни вершина его творчества;
- любителям пощекотать свои нервы и любителям книг про разных чудовищ.
- любителям психологических и душераздирающих драм, потому что у героев здесь все плохо и с каждой страницей становится всё хуже.
- педофилам, потому что им определенно понравятся сцены, где дети мастурбируют друг другу, где отец гоняется за дочкой, потому что вожделеет её, ну и сцена группового секса детей.

Книга совсем не оправдала моих ожиданий и я часто испытывал раздражение при её чтении. Чтобы не быть голословным, я постараюсь объяснить, чем же мне так не понравилась книга. Но я не могу не отметить, что книга не так плоха, как может показаться, потому что плюсы и достоинства у неё определенно есть.

Достоинства книги:

1. В ней поднята проблема «отцов и детей». В этой книге очень много внимания уделяется взаимоотношениям родителей и детей. В большинстве своём, эти отношения не идеальные. Дети не довольны своими родителями, потому что они их не замечают, не слушают, не воспринимают как личностей, не верят, не понимают, бьют и так далее в таком же духе. Вряд ли вообще найдется идеальная семья без проблем, поэтому читая про это героям немного сочувствуешь, переживаешь вместе с ними и иногда негодуешь. Так же в этом романе поднята такая немаловажная тема, как влияние детских психологических травм на дальнейшую жизнь, ведь их не так просто пережить и они что-то ломают в человеке, который уже не может быть полноценным.

2. Объединившись можно победить любое зло – такую мысль Кинг не раз описывает в разных вариациях. Главные герои – семеро ребятишек, каждый с кучей проблем, каждый из них одинок и слаб. Но объединившись они дают отпор как хулиганам, так и великому злу. Правда, такой посыл выглядит слегка наивным и не реальным, но зато идея стоящая и правильная и за её поднятие Кинга стоит похвалить. Но вот поверить в такую наивность могут лишь дети (не хотелось бы, чтобы дети читали подобную литературу), более взрослым же это покажется глупым и притянутым за уши.

3. История постепенно трансформируется и из обычного ужастика про борьбу человека и монстра ближе к концу она превращается в борьбу Добра со Злом. Да, написано может и не совсем понятно (я имею в виду финальные схватки), но за то, что эта история приняла такой размах Кинга тоже стоит похвалить.

4. Каким бы страшным и всемогущим не был бы жуткий монстр, реальные люди страшнее намного и их стоит опасаться. Это я не могу не отметить, потому что при появлении Генри Бауэрса и его банды или Тома (мужа Беверли) мне становилось реально страшно за главных героев, потому что эти личности аморальны и для них нет никаких преград и они вполне могут избить до полусмерти, покалечить, сломать руку или даже убить просто так, от нечего делать, или чтобы отомстить по какому-нибудь пустячному поводу, или чтобы доказать свою силу, или чтобы произвести впечатление на родителей.

На этом же достоинства книга заканчиваются и из них можно предположить, что это очень серьёзный и впечатляющий роман. Но это не так. Это лишь ложка меда в бочке дегтя, потому что недостатков в этой книге намного больше.

Итак, недостатки:

1. Фразы, наподобие: «Джордж не знал, что сегодня он умрёт» или «Жена Стэна не знала, что видит мужа в последний раз и если бы знала, она не пустила бы его в ванну, где он перерезал себе вены». Эти фразы убивают интригу на корню и когда тот или иной герой умирает не испытываешь никаких эмоций, потому что сам Кинг позаботился о том, чтобы предупредить нас об этом. Хотя, может быть зря я так на человека, он просто заботился о нашей психике и предупреждал нас о смерти того или иного персонажа, чтобы мы не так сильно переживали.

2. Вторая проблема очень похожа на первую. Дело в том, что повествование в книге не хронологическое. То есть, мы сначала читаем главу о событиях 1958 года, а следующая глава о событиях 1985 года. И так на протяжении всей книги – главы про детство героев и про их взрослую жизнь чередуется, или же в одной и той же главе действие разворачивается как в настоящем, так и в прошлом. И это так же не идёт на пользу книге, потому что как бы много тут не уделялось внимания внутреннему миру главных героев и их проблемам с родителями тут немаловажное место занимает борьба с ужасным и всемогущим чудовищем. И когда главные герои спускаются в его подземное царство и страшно и отчаянно с ним бьются, меня это не впечатляет, потому что я знаю, что все они выживут и проживут ещё как минимум 27 лет. То что Кинг сразу же после описания битвы детей с монстром описывает, как они бились с ним будучи взрослыми, спустя 27 лет, совсем не впечатляет. Я бы предпочёл прочитать эту историю в хронологическом порядке, тогда бы я хоть как-то волновался, выживут персонажи в этом противостоянии, или нет. Но, может быть, я опять зря наговариваю на Кинга и он писал историю в хронологическом порядке, но успевал написать эту историю в последние минуты срока, оговоренного издателем. И вот, напечатав эту историю, он схватил листы, помчался в издательство, но по дороге споткнулся, упал, все листы разлетелись в сторону. Он их кое-как собрал, не разбираясь, где начало, где середина, собрал кое-как и забежал в кабинет издателя, который не проверяя тут же отдал книгу в печать.

3. Повествование очень затянуто. И это мягко сказано. 1200 страниц для такой истории - это слишком много. Слишком много внимания уделено не нужным вещам, которые не сильно влияют на сюжет. Например, зачем нужны были все эти интерлюдии после каждой части, для меня непонятно. Ладно ещё первая интерлюдия, где нам рассказывалось, что какое-то злобное существо существует давно и все поколения из города Дерри так или иначе от него страдали. Правда, если бы эта интерлюдия была перед основным повествованием, я бы ещё задавался вопросом, что это за страшное течение обстоятельств, а так я уже знал, что это проделки клоуна, который представляет из себя какого-то жуткого монстра. Все остальные интерлюдии мне было читать не интересно, потому что я знал, что там как-то замешан этот страшный клоун. Или эти главы про жертв Пеннивайза, которые никак не были связаны с главными героями, за исключением города. То что можно было описать одним-двумя абзацами, Кинг превращает в главу на несколько десятков страниц. В такие моменты хотелось крикнуть: «Стивен, ну не пиши ты про это, это не нужно! Пожалей деревья!».

4. Не логичность персонажей. Главные герои – семеро детей, несколько злодеев, не всегда совершают логичные поступки, иногда разговаривают совсем не как дети, но и будучи взрослыми логики в их поступках не совсем много. Например, ладно когда они были детьми и были вынуждены невольно прийти в логово монстра и у них из освещения были только спички. Но когда они уже будучи взрослыми целенаправленно шли в это же место и не взяли с собой фонарик – я их не понимаю. Да, страх перед встречей, страх парализует, мозг не мыслит адекватно – это всё понятно, но ведь они не спонтанно решили туда идти, а обсуждали это несколько дней и не подготовились должным образом. Странно.

Нелогичность героев – это ещё полбеды. Всё таки они встретились с ужасным монстром, страх их пробрал, куча проблем и мозг не мог всегда подсказывать им, как поступать логично. Но вот нелогичность и тупость главного злодея меня просто шокирует. Он может принимать любые формы, читать мысли, воплощать страхи, гипнотизировать и управлять людьми, но он не может справиться с кучкой детишек с огромным количеством страхов и комплексов. И ладно ещё, он не справился с ними один раз, всякое бывает, но второй раз, когда представители Клуба Неудачников (так называли себя эти семеро детей) приехали в город, уже будучи взрослыми и пошли поодиночке погулять по городу, он каждого из них просто напугал, зная, что вместе они представляют собой силу. Хотя до этого он убивал всех не церемонясь с ними. И будучи почти всесильным, он зомбирует людей, чтобы те мешали Клубу Неудачников добраться до него. Но он это делает не всегда. Этот монстр просто нереально тупой!
Не совсем понятно, почему взрослые его то видят, то не видят. То он создаёт какое-то общее видение, например, в ванной у маленькой Бев кровь видит и она, и все дети. Но когда они взрослые и раскрывают печенье с сюрпризом, каждый видит своё. И при появлении Пеннивайза его все видят то одинаково, допустим, в виде клоуна, то при его появлении один видит клоуна, другой мумию, третий прокаженного и т.п. Этот момент Кинг не объяснил.

5. Язык повествования. Он ужасен и примитивен. Но это может быть и вина переводчика, так что не буду сильно заострять на этом внимания. Но читать такой текст для меня было сложно. После прочтения этого романа мне захотелось срочно почитать классику, чтобы вспомнить, как авторы могут красиво и лаконично излагать свои мысли, без всякой пошлости. И очень меня напрягало, что текст то обычный, то курсивом несколько страниц, то большими буквами все слова написаны. Лично меня это напрягало.

6. Уже упомянутая мною пошлость. Её здесь очень много и она не к месту. Очень уж часто в произведениях Кинга упоминается, что при смерти происходит испражнение кишечника, при встрече с ужасным монстром люди могут обмочиться и т.п. Это всё известные факты, да и у все людей есть естественные физиологические потребности, не стоит заострять на этом внимания, это не делает героев более живыми и реалистичными, он ведь итак описывал их внутренний мир и переживания, зачем всё это было?!
Сцена группового секса детей после победы над монстром ввела меня в ступор. Я не понимал, зачем она нужна была и что творилось у детей в голове! В тексте это объясняется тем, что это было необходимо, чтобы выбраться из логова монстра. Ну, действительно, чтобы выбраться из канализации, одной 11-ти летней девочке нужно заняться сексом с 6-ю парнями одного с ней возраста, это ведь логично! И описывается это всё, словно это какой-то возвышенные и магический ритуал… Сколько я читал объяснений по поводу логичности этой сцены, у меня всё равно в голове ничего не укладывается. Иногда при прочтении таких сцен создаётся ощущение, что Кинг нанимал "литературного негра" и им был какой-нибудь озабоченный подросток, которому хотелось писать о сексе, пошлости, фекалиях и т.п. Юмор же в этой книге (он тут тоже есть) отвратительный, на уровне, когда один персонаж выпустил газы, остальные посмеялись над этим.

По моему, это худшая книга Кинга. И чем больше я его читаю, тем меньше хочется его читать. Все достоинства меркнут по сравнению с недостатками. Мне жалко потраченного на книгу времени.

Комментарии


Отлично расписаны недостатки
Подписываюсь под каждым словом