Больше рецензий

1 июня 2017 г. 16:58

7K

4 Всё относительно

Зюскинд наглядно показал, что усвоенная нами с детства формула «Гений и злодейство — две вещи несовместные» совершенно не работает, потому что и гений, и злодейство, и десяток других условных вещей на то и называются условными, что они в рамках даже одной головы могут менять своё значение, нечего и говорить о рамках зыбкой и изменчивой общественной морали и других красивых слов, которые можно написать с большой буквы для большей важности.

Жан-Батист Гренуй, безусловно, гений, пусть его область дарования и пересекается с той сферой, в которой мы не привыкли раздавать подобные титулы. Между тем гении бывают в любой сфере: гении уборки, гении собирания коллекций, гении выкладывания кафеля, гении просиживания штанов на диване; но мы признаём лишь какую-то отвлечённо-артистическую степень гениальности, связанную непременно с прекрасным и творческим, напрочь отказываясь видеть гениев-«прозаиков», вершащих свои маленькие победы в сферах скромных и приземлённых. Гренуй балансирует где-то на грани между гениальной «бытовухой» и высоким искусством, потому что в обширный охват его талантов затесалась парфюмерия, которая удивительно вкусна, искриста и остра, годится для навешивания социально приемлемых ярлыков.

Главный герой «Парфюмера» на голову выше всех окружающих в том, что у него есть божественная искра, пусть и в такой странной сфере. Но где боженька берёт, где-то там же он и отбирает. Впрочем, нет, сейчас меня посадят за оскорбление чувств верующих. Спишем это на вселенскую гармонию и сохранение равновесия: чайную ложку досыпали к талантам, чайную ложку с процентами (по законам современной ипотеки читай: мешок) черпнули из области социальных возможностей. Гренуй может гениально оперировать самым неконтролируемым нами органом чувств, но при этом не обладает «своим запахом». Казалось, ну и чёрт бы с ним, но именно таким стечением обстоятельств автор объясняет то, что с детства героя социально кастрировали. Можно, конечно, утверждать, что он и с младенчества был таков, дескать вон из пелёнок мерзотно понюхивал всех и раздражал, но я всё же убеждена, что это общество сделало из него отвратительного уродца, каким он предстаёт уже через несколько глав. Возьмите самого прекрасного и миленького младенца, лишите его любви, ласки, дружбы, общения — что вырастет? Ничего хорошего. Внешнее уродство с язвами, искривлениями скелета и прочими социально неприемлемыми нормами внешности только подчёркивает эту скособоченность внутреннего мира, которая появилась только из-за этой вынужденной изоляции.

Впрочем, как мне показалось, автор бросает главного героя в пучину такой условности и выращивает его в кривой китайской социальной вазе не для того, чтобы показать его уродство или его десоциализированность, а чтобы поставить эксперимент — каким будет человек, который вырос без понятий о морали и нравственности. Маленький мирок Гренуя ограничен запахами, в нём нет абстрактных идей, поэтому убийства для достижения своих целей им как бы и несчитовы, это всего лишь люди, мы бы тоже не задумались об убийстве комаров или выламывании крапивы, если бы это зачем-то нам было нужно. Гениальный «нюхач» при этом не полностью утратил человеческую составляющую, ведь он жаждет таких же базовых вещей, как и любой ребёнок. Любите меня, хоть кто-нибудь. Эта жажда его и губит.

Следить за действиями главного героя увлекательно и немножко противно. Особенно интересно до тех пор, пока он не определился со своими главными жизненными целями. Как только определился — счёт пошёл на минуты до того момента, как и без того неласковая жизнь зарядит ему сапожищем по крысиной мордочке. Жизнь всегда так делает с теми, кто слишком широко раскрывает глаза, уж лучше закрыть их и нюхать какой-нибудь славный цветочек в тихом уголке. Гренуй осознаёт, что гениальность никак не может заставить людей полюбить его так, как он хочет, получается лишь фальшивое и некрасивое чувство, которое люди испытывают к искусственным результатам его труда, а на него самого всем всё так же плевать. Никакого катарсиса, никаких к мамочке на ручки. А самое обидное, что эта самая мораль, с которой люди так носятся, а он её не может понять, даже для них весьма условна, но при этом по-прежнему стоит между Гренуем и остальным человечеством непроницаемым стеной вместе с другими абстракциями вроде эмпатии и чувств.

Финал закономерный и достаточно изящный, как итоговая нотка в сложном аромате или эффектная комбинация для завершения шахматной партии. Несчастный король уходит с шахматной доски, одновременно обожаемый и презираемый, окутанный плотным облаком непонимания, а пешки остаются разгребать свои запутавшиеся делишки и притворяться, что в их жизни есть что-то большое, чистое и светлое.

Заметки о читаемом в телеграме

Комментарии


Ужасная книга, ужасная..... Ужасная по замыслу, сюжету, персонажу. Понятно, что это вымысел, но лучше бы это был говорящий кот, но только не такой моральный урод.


Чудесная рецензия! Просто аплодирую!