Больше рецензий
1 июня 2017 г. 12:31
215
3 "Я ждал полёта и бытия. Но мёртвый ястреб — душа моя"
РецензияУ Хелен умер отец.
От Хелен сбежал возлюбленный.
Хелен всем назло, а себе на радость решила завести ястреба-тетеревятника.
Если вам нравится бродить по английским болотам, смотреть, как ястреб потрошит тушку кролика, носить одежду, измазанную птичьим помётом, то вам с Хелен явно по пути, вы на одной волне. Во всех остальных случаях история девушки, которой хищные птицы куда интересней окружающих её людей, возможно будет не столь интересной и впечатляющей.
"Я – значит ястреб" – это не история из разряда "как я поборола депрессию после смерти отца", это повествование о том, как люди в этой самой депрессии живут. В книге нет описания жизни рассказчицы до или после выбранного момента, не рассказывается, что довело её до жизни такой, но это явно не смерть папы, которая хоть, конечно, и стала ударом, но уже никак не повлияла на становление личности и характер героини. Характер этот не сахар: Хелен – бука, не стеснительная милая девушка, любящая птичек, а этакий сыч, который глядит на всех исподлобья и при малейшей угрозе или любом действии, которое будет за эту угрозу принято, станет хохлиться, махать крыльями и ухать, а потом улетит подальше, сядет на самой высокой ветке и сделает вид, что ничего не произошло.
Две параллельные сюжетные линии, которые Макдональд вводит в текст повествования, предположительно, чтобы показать разницу между садистом Уайтом, воспринимающим своего ястреба Тета как нечто, для чего покорения нужно непременно его сломить (и возможно даже растоптать), и Хелен, идущей по пути приручения и воспитания, в итоге в какой-то момент встречаются в общей точке. Но Уайт, при всех стараниях рассказчицы, оказывается даже ближе и интересней, наверное потому, что его история кажется полнее, несмотря на то, что рассказывается от третьего лица.
"Я – значит ястреб" – это и не заметки натуралиста, хотя бы потому, что большую часть истории Хелен абсолютно слепа по отношению к своей птице. Ястребиха Мейбл, которая в сознании своей хозяйки исключительно "птица-истеричка", на самом деле вполне любопытное, адекватное и игривое создание.
Тогда что это и зачем? Не non-fiction, в котором автор предельно откровенен со своим читателем, не беллетристика, в которой реальная основа превращается в сюжет для художественного произведения...Вообще через всяческие "не" говорить об этой книге куда легче и удобней, чем описывать, чем же она на самом деле является...