Больше рецензий

LeRoRiYa

Эксперт

Тысячи жизней вместо одной

30 мая 2017 г. 15:36

339

4.5 Спираль молчания душит или Промолчать и хранить секреты не всегда хорошо

"Ей проще быть невидимкой,
Подумаешь, мир не заметит слез!
Кому-то пусть глупо и дико,
А вот для нее это все всерьез..."

(с) Город 312 "Невидимка"


Не знаю, когда бы я прочитала эту книгу и даже не уверена, что прочитала бы вообще, если бы не рецензии моих Лайвлибовских друзей, прежде всего Fari22 и nad1204 , так что большое вам обеим спасибо! Когда рецензия побуждает кого-нибудь прочитать книгу, это явное достижение, хотя я лично больше пишу рецензии наверное для себя. По нескольким причинам:
1.Не разучиться излагать сумбур мыслей в более-менее упорядоченной форме. (Когда на столь долгий срок перестаешь писать прозу, страх потерять этот навык преследует неотступно).
2.Разложить по полочкам мысли относительно конкретной книги, что позволит не забыть ее содержание, проблематику, героев. Конечно, по-настоящему интересные книги и без написания рецензии не позволят о себе забыть, но все-таки и рецензия может стать дополнительным подспорьем для памяти.
3. Попытаться глубже осмыслить вопросы, поднимаемые в книге, образы героев и их поступки, что обычно и делаешь, когда записываешь свои рассуждения о той или иной книге. Тоже, кстати, полезно для любого человека, который пишет. Я имею ввиду, всегда интересно, как автор оживляет своих героев, наделяет ли он их поступки четкой мотивацией, думают ли они, как настоящие живые люди?... Мне например всегда импонируют герои, которые не являются идеальными. Идеальное добро и идеальное зло - то, чего в природе не существует, поэтому такая откровенная однобокость обычно раздражает. У каждого, даже действительно доброго человека может оказаться скелет в шкафу. У каждого, даже ставшего отъявленным злом человека, в прошлом могли быть те, кого он любил, о ком заботился...

Но это все отступление. В дебютной книге Селесты Инг первые же слова срывают покров интриги. "Лидия мертва, но они об этом не знают". Сразу вспомнилось почему-то начало книги "Милые кости" Элис Сиболд: Меня звали Сюзи, фамилия – Сэлмон, что, между прочим, означает «лосось». Шестого декабря тысяча девятьсот семьдесят третьего года, когда меня убили, мне было четырнадцать лет. и еще начало моей любимой книги Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества": Много лет спустя, перед самым расстрелом, полковник Аурелиано Буэндия припомнит тот далекий день, когда отец повел его поглядеть на лед.. Этот крючок всегда ловит читателя (ну, по крайней мере, всегда ловит меня, как читателя) гораздо лучше и прочнее, чем сохранение интриги. Вопрос Что к этому привело? гораздо более возбуждает любопытство и воображение, чем вопрос Что именно произошло с героем? ответ на который мы получаем часто в течение всего произведения или до определенной ее части.

Эта книга - 222 электронных страницы, включая сноски, примечания и благодарности автора. 222 страницы истории семьи и скелетов в персональных шкафах за идеальным фасадом. На дворе 3 мая 1977 года. Живущая в городке Миддлвуд семья Ли - муж, жена и трое детишек должна завтракать вместе. Но средняя дочка Лидия на завтрак опаздывает. Лидия мертва, но они еще об этом не знают.

Эта книга о преступном заговоре молчания. Эта книга о непосильном грузе возложенных на детей надежд и об этих самых неоправданных надеждах. Правду говорят, что многие родители пытаются реализовать с помощью детей то, о чем мечтали сами, но чего по тем или иным причинам не достигли, часто забывая при этом, что ребенок - не их отражение, ребенок - личность, у которой есть свои мечты, цели, желания, стремления, интересы и жизненные установки. И ни один родитель не должен об этом забывать.
Например, мне вспомнились слова нынешнего сирийского президента Башара аль-Асада, которого однажды, еще в 2010, довоенном году спросили, как именно он воспитывает своих детей, что позволит сделать детей такими, какими мы хотим их видеть? Есть ли универсальный метод воспитания идеального ребенка? И вот его ответ:
"Безусловно, мы стараемся быть современными в воспитании. Но быть современным - это не значит отделиться от традиций. Традиции бывают старыми, бесполезными и нездоровыми для общества, а есть традиции хорошие и полезные. Мы должны соблюдать баланс между современным и традиционным. А что касается строгости, думаю, что лучший способ воспитания - это быть примером для своих детей. Лучше всего диалог, а не наставление. Таким и стараюсь быть".
Вот именно, диалог! Очень важно говорить со своими детьми. Моя мама, воспитатель детского сада с многолетним стажем, всегда говорит еще проще: нужно прежде всего быть другом своему ребенку, а уж потом родителем. Должна сказать, что и мне самой, и моей сестре никогда не было недостатка внимания и поддержки со стороны мамы. И она всегда именно слушала (и слушает) нас, а не проецирует на нас свои мечты и желания. Это безумно важно. Конечно, я не могу сказать, что знаю каждый потаенный уголок ее души. И точно знаю, что есть вещи, о которых я не говорила даже ей, и никому вообще. Но это есть у всех. Однако я никогда не притворялась перед родителями той, кем я не являюсь. Никогда не скрывала свои мечты. И всегда получала от родителей (в особенности от мамы) уверенность в возможности их реализации.

В семье Ли такого нет. Там все дети - это лишь объекты, на которых родители столь прочно спроецировали себя нереализованных, что упорно не хотят видеть их настоящих за теми масками, которые сами же намертво приклеили на лица своих детей.

Джеймс Ли - китаец по происхождению, родившийся в Калифорнии. Его родители - Генри и Уэнди Ли - переехали из Китая, специально взяв себе и дав сыну западные, вполне американские имена. Мать Джеймса работала буфетчицей в школьной столовой, а отец в той же школе мыл полы и окна, белил стены, подметал дорожки, чинил замки, словом, был тем, что у нас назвали бы словом "разнорабочий". Джеймс своих родителей стыдился. Из-за своего происхождения он чувствовал себя человеком второго сорта. И даже специализацию выбрал абсолютно американскую - он читает в колледже лекции о ковбоях. Свое отличие от "белых" детей он воспринимал как недостаток. И для детей больше всего хотел, чтобы они были популярными. Центром внимания с множеством друзей. Своими. Потому что сам своим не был никогда.

Мэрилин Ли - мать семейства. Женщина-феминистка того времени. Она была одержима мечтой стать врачом, претерпевая из-за этого унижения от парней своей группы - вроде задранной юбки или наполненных мочой мензурок (она была единственная девочка и парни всячески пытались показать, что ей среди них не место). Мать Мэрилин воспитала ее одна - отец ушел, когда девочке было три года. При всем при этом женщина свято верила, что обязанность и святой долг каждой девушки - научиться вести дом и удачно выйти замуж. То есть хотела для дочери той жизни, которую та упорно отрицала, но в итоге получила.

Нейтан (Нэт) Ли - старший сын в семье. Мечтает стать астронавтом, добивается прекрасных успехов в химии, физике и .т.д, но родители этого не замечают. Да и вообще, отец в свое время ударил сына (в первый и последний раз в жизни) как ты можешь думать о своих дурацких астронавтах, когда мать ушла? И Нэт молчит. Нэт поступает в Гарвард, но все думают только о том, что Лидия завалила физику. Нэт не помнит, когда отец последний раз ему улыбался, а мать говорила что-нибудь, помимо "доброе утро" и "спокойной ночи", обращаясь к нему.

Лидия Ли - центр притяжения в своей семье, любимая дочь своей матери, которая упорно хочет сделать из дочери врача. Ей улыбаются, с ней разговаривают, ее успехам радуются, а неудачам огорчаются. Ей дарят книги, новые платья, дневники. Но это просто вещи. А ей бы хотелось, чтобы у нее были подростковые кулоны. Подруги. Телефонные разговоры с друзьями, а не с гудком. Чтобы поговорить по душам можно было не только с Нэтом. Чтобы на нее не возлагали надежд, которых она не может оправдать.

Ханна Ли - пятиклассница, младшая дочь в семье. Незапланированный и нежеланный ребенок, которого никто не замечает. Который впрочем и старается быть незаметным. Ханна прячется под столом со свисающей скатертью, обхватив руками колени. За шкафами. Под кроватью. Ханна тихой незаметной тенью ходит по дому. Ханна невидимкой сидит рядом с братом и сестрой. Ханне могут не поставить тарелку к рождественскому ужину и не понять, что не так, пока она не придет. А Ханна видит все. Она знает, что Лидия забросила учебу и не готовится к сдаче экзамена на права. Ханна знает, что сердце соседского парня Джека, которого ненавидит Нэт, страдает от безответной любви. Ханна знает, что Нэту очень хочется поделиться своими увлечениями, журналами по астронавтике, интересными фактами... Но Ханна хранит секреты. И хранит вещи, в которых как ей кажется есть частичка тепла родителей, брата и сестры, которые ее никогда не обнимают, не держат на руках и просто не замечают.

Я считаю, что вина за все произошедшее лежит на родителях. Знаете, все проблемы обычно у человека в голове. Как по мне, Джеймс просто зациклился на своей непохожести на других, акцентируя на этом как на недостатке, вместо того, чтоб превратить это в преимущество, ведь люди обычно относятся к вам так, как вы себя ставите. В результате его сын любит читать, а не заниматься спортом, до боли напоминая Джеймсу себя самого - и Джеймс презирает сына, как презирал себя самого.

Мэрилин стала не врачом, как мечтала, а домохозяйкой, как всегда хотелось ее матери. И при этом ненавидит себя за нереализованность и решительно не замечает никого из детей, кроме Лидии, которую хочет увидеть той, кем не стала сама. У меня возник вопрос: зачем? И дальше в связи с этим зачем можно выстроить ряд. Зачем было выходить замуж? Зачем было рожать троих детей? Зачем было пытаться сбежать? Зачем было возвращаться?... тут нужно было определяться сразу. Семья - это не игра. Либо тебе нужна семья, либо карьера. А можно было и попытаться совместить, как по мне, это не катастрофично. Как по мне, мать Мэрилин никудышная. Даже свою вроде бы любимую дочь она не знала. И не пыталась узнать. Она влюбилась в тот образ, который создала сама для себя и который Лидия поддерживала, чтобы мама не дай Бог не ушла снова. Ведь дети всегда винят себя в ссорах и разногласиях родителей, в их проблемах и плохом настроении и т.п. Но вечно поддерживать образ не удается. Нельзя всегда быть тем, кем ты не являешься.

Книга интересная. И атмосфера в ней не такая тяжелая, как в романе Сиболд. Но вот счастливого будущего у семьи, где столько молчания и такая еще больше разъединившая всех трагедия, быть точно не может.

PS У меня сердце зашлось от жалости к Ханне, когда Джеймс играл с ней в игру, в которую играл в детстве с Лидией. Даже тут с Ханной поиграли только из-за памяти старшей сестры.

Ханна перебирала в уме имена и прозвища сестры. Лидия. Лид. Лидс. Лидди. Милая. Деточка. Ангел. Ханну всегда называли только Ханной.


Зацикленные на нереализованных мечтах и межрасовости своего брака родители потеряли своего одного ребенка и вообще не замечали до потери двоих живых. Печальная ситуация.

Комментарии


Рада, что книга понравилась!
Действительно сильный и запоминающийся роман!
Жаль детей в этой семье, особенно Ханну.


Даа, я тоже все время хотела ее обнять и пожалеть.