Больше рецензий

ELiashkovich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 мая 2017 г. 13:49

656

5

Недавно я писал рецензию на "Ленина" Льва Данилкина. Среди прочего довелось высказать такую мысль: не так важно, о чем книга, если она написана действительно мастерски. Этот тезис подтвердил и Данилкин, сделавший блестящую работу на едва ли не самую банальную тему в истории, и Джулиан Барнс, на два вечера примагнитивший меня к биографии Гюстава Флобера.

Честно говоря, особого интереса к Флоберу я никогда не испытывал. Да и вообще к французам XIX века я отношусь весьма сдержанно. Я, конечно, признаю величие Гюго, Бальзака, Доде и прочих Мопассанов, но делаю это без особой страсти. Лично меня их труды никогда не цепляли - ни в детстве, ни сейчас.

Казалось бы, если мне не очень близок Флобер, с какой стати мне читать его биографию - да еще и не каноническую, а постмодернистскую? Разве есть шанс на то, что такое чтение меня увлечет, окажется полезным? Есть, да еще какой!

Джулиан Барнс - невероятный мастер подачи материала. Взять хотя бы верхний, самый очевидный слой книги: ну кому какое дело до того, что на столе Флобера стояло чучело попугая? Ан нет: автор цепляется за то, что сейчас в Руане "того самого" попугая показывают в двух местах и задается целью выяснить, какой же из них настоящий. Из этого вытекает полноценное расследование, итоги которого мы узнаем в самом конце. А между делом... ненавязчиво узнаем всю биографию Флобера.

Подана биография, само собой, нелинейно. Все факты умещены в разные по длине и содержанию главы на такие темы как "Флобер и животные", "Флобер и цвета", "Хронолоия жизни Флобера". Последняя, кстати, построена очень интересно: сначала идет хронология успехов писателя, отчего его жизнь кажется счастливой и безоблачной. А потом та же самая жизнь подается сквозь призму пессимиста, содержит только негативные стороны и ты искренне не понимаешь, почему Флобер вообще не зарезался лет в 30.

Очень удачной находкой видится и образ рассказчика - британского врача, о котором мы с каждой главой узнаем все больше, а в конце, после его исповеди о жене, понимаем, что это... Шарль Бовари. Именно его глазами мы смотрим на жизнь Флобера - и это воистину гениальная находка.

Также нельзя не отметить, что, как и всегда у Барнса, книга насыщена интереснейшими вопросами, рассуждениями, мысленными экспериментами. Оторваться просто невозможно.

5/5, добавил в любимые

Комментарии


С большим удовольствием прочитала рецензию. Спасибо. Пожалуй, дам книге ещё шанс, был период, когда я её отложила, никак не могла "влиться" в текст.


Спасибо за отзыв) Ну, Барнс из тех авторов, которые, как правило, либо очень "заходят", либо "нет", так что не вижу ничего удивительного в том, что у кого-то книга не вызовет особых эмоций. Но второго шанса она всё-таки заслуживает)