Больше рецензий

agata77

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 мая 2017 г. 21:24

496

4.5

И один в поле воин.


Странная для меня фамилия Миклухо – Маклай теперь стала понятней и ближе. Очень неординарный человек. Он ученый, этнограф и антрополог. Но для меня, он в первую очередь путешественник. Такой же, как Тур Хейердал или Конюхов в наше время. Человек, рожденный для странствий.

Маклай – так звали его папуасы с острова Новая Гвинея. А еще они верили, что Маклай прилетел к ним с Луны, такой далекой казалась им Российская империя.
Почему Николай Николаевич оказался в Новой Гвинеи? К этому времени он был молодой, начинающий ученый, но уже с большим опытом путешествий и открытий. Всего лишь двадцать пять лет. Выбрал он Новую Гвинею как место мало изученное, а потому для ученого – большое поле работы. И потому, что племена здесь находились в первобытном состоянии, вдали от вмешательства белых.

Шел 1871 год, когда Миклухо – Маклай впервые высадился на восточный берег Новой Гвинеи. Первое поселение продлится полтора года. И потом будет еще две экспедиции. В первый раз плавание от Санкт-Петербурга до Новой Гвинеи заняло 346 дней, уже само по себе интересное кругосветное путешествие. Потом Николай Николаевич будет уезжать недалеко и не надолго: в Сингапур, исследует глубь Малайского полуострова, совершенно дикую для белых, посетит Австралию, Гонконг, Бангкок, восточную Индонезию и западную часть Новой Гвинеи, где жизнь совсем другая – племена более развитые, но процветает пиратство и рабство. Здесь малайцы эксплуатируют папуасов как рабов. Удивительно, но горы в центре острова Новой Гвинеи надежно изолируют два мира, с разным уровнем развития общества.

Но самой большой любовью для Николая Николаевича останется восточный берег Новой Гвинеи. Несмотря на то, что почти сразу он заболел здесь лихорадкой и она осталась с ним до конца жизни и стала причиной его ранней смерти. Несмотря на неподходящий климат, он будет возвращаться сюда и меxтать прожить здесь всю жизнь. Почему? Что он нашел здесь, на берегу Маклая?
Дикое племя, живущее родом. Есть деревни вдоль побережья и в горах, враждуют между собой постоянно, мужчины всегда вооружены. Но, при Маклае не смеют «ходить на войну».
Люди удивительно простодушны и наивны как дети. На них можно изучать и зачатки человеческой психологии и человеческой цивилизации. Орудия труда крайне примитивны: каменные топоры и наконечники стрел и копий. Заостренные ракушки и стекло, чтобы резать вместо ножа. Одежды практически нет. Украшения: замысловатые прически с перьями, браслеты из лиан, серьги из ракушки. При этом довольно хорошо развито сельское хозяйство, нет голода. На плантациях трудятся женщины, они же готовят и заботятся о детях. Женщин оберегают, Маклай увидел их только через год соседской жизни.
Мужчины в привилегированном положении. Могут иметь несколько жен. Из обязанностей – рыбалка. Ну еще и война. Маклай не видел как они воюют, но лук и копье всегда у них в руках, как некие мужские атрибуты. Еще мужчины много отдыхают и болтают. Для них в деревне есть особый дом, мужской дом. Там хранится оружие и музыкальные инструменты. Там мужчины отдыхают, играют на барабанах и трубах, поют и танцуют, жуют бебель - что-то вроде легкого наркотика. Разговоры, длинные речи, музыка, танцы, выпивка и табак – только для мужчин. У женщин жизнь другая, без отдыха и развлечений. Что-то мне это напомнило анекдот про русского мужика «а вдруг война, а я уставший?».
Миклухо-Маклай пишет, что после первых родов женщина становится уродливой. Дети мало играют, рано становятся помощниками взрослых.
Папуасы не знают никакого письма и нет даже рисунков. Потому язык примитивный, но на его изучение ушло много времени – мышление диких наглядное. Слово есть только для того, на что можно указать пальцем. Потому нет религии, нет бога. Маклай благодаря своим чудесам очень почитаем дикими. Но не как бог, а как отец. И такие отношения, как к отцу рода Маклаю очень нравятся.
Можно сказать, «есть зачатки мореходства». Дикие умеют делать пироги с противовесом и плавают вдоль берега. Но, спустя сто лет пироги будут точно такими же, и папуасы там же, кто выживет.
Миклухо-Маклаю нравится родовой строй папуасов. Тут он нашел почти идеальное общество для себя: нет зависти, воровства, насилия в одной деревне. Мужчины не обижают женщин и детей.
Еда разнообразна: рис, свинина, фрукты и овощи. Местные очень мало пьют воды.
Климат здесь вроде как приятный, всегда около тридцати тепла, а ночью около двадцати пяти. Но часто идут ливни, за день накапливаются облака на вершинах гор, ночью проливаются дождем. Влажность практически сто процентов. Для флоры – рай, воткни палку – она тут же превратится в лес. Но, эти условия благоприятны и для тысячи разных насекомых, а с ними – лихорадки. Все белые мгновенно заболевают. У местных часто «слоновая болезнь» и псориаз.
В этих местах часты землетрясения, которые никто не боится.

Характер Маклая. Человек, который очень любит одиночество. Что привело его на берег новой Гвинеи, жажда научной славы или желание бежать из общества? К концу книги я понимаю, что второе. «Мне хорошо без общества. Если бы не лихорадка, я остался бы здесь навсегда.» Маклай же пишет, что он по жизни наблюдатель, но не активный участник.
В чем-то странный человек. Ему тяжело жить среди людей. И совершенно не настроен «зарабатывать деньги». Всегда крайне нуждался, бедная мать и сестра помогали, пока могли. Маклай мог бы использовать свои открытия и способности, чтобы заработать. Но, у меня сложилось впечатление, что он просто презирает труд ради денег. То, что русское географическое общества не помогало, это меня не удивляет, не знаю, зачем оно вообще существовало тогда и теперь. Но ведь другие ученые, так же лишенные поддержки государства, находили способ заработать. Но, Маклай был выше этого. Очень упрямый, очень гордый, очень неуживчивый.
Человек, который обожает одиночество и путешествия, напомнил мне Конюхова. Что-то есть общее в характере. И все же, несмотря на его любовь к одиночеству, Миклухо-Маклай добровольно взял на себя роль защитника диких племен папуасов: заботился о них, советовал как вести себя с белыми торговцами, делал все возможное, чтобы оградить их от вторжения белых.